Вопрос специалисту

Школа не предоставляет условия для учёбы ребёнка- инвалида по зрению

Школа не предоставляет условия для учёбы ребёнка- инвалида по зрению

Добрый вечер. Мы живём в Москве. Очень нужна помощь. Мой ребёнок инвалид по зрению. В этом году мы пошли в обычную общеобразовательною школу. У нас есть заключение ЦПМПК, где прописана программа образования моего ребёнка и специалисты: психолог, тифлопедагог, дефектолог и логопед. На данный момент занимается только логопед. И как я понимаю условия для учёбы ребёнка школа предоставлять не хочет. А хочет нас выкинуть из школы. Вопрос: должна ли школа предоставлять все требования ЦПМПК? И обязана ли школа предоставлять тифлопедагога? Программа обучения написана в заключении ЦПМПК общеобразовательная

Юлия

Юлия, добрый день.

В Письме МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 21 июня 2018 г. N ТС-1529/07 даны разъяснения по вопросу приема в школы детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия их родителей и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Родитель (законный представитель) вправе выбрать для обучения своего ребенка образовательную организацию по месту проживания, в которой должны быть созданы все необходимые условия для получения ребенком образования в соответствии с заключением ПМПК, носящим для родителей рекомендательный характер.

Такое заключение также является основанием для создания региональными органами исполнительной власти в сфере образования и органами местного самоуправления, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.

При поступлении даже одного обучающегося с ОВЗ, которому в соответствии с заключением ПМПК рекомендовано обучение по адаптированным образовательным программам, образовательная организация должна реализовать рекомендованные условия.

Прием заявлений в 1 класс для граждан, проживающих на закрепленной территории, начинается не позднее 1 февраля и завершается не позднее 30 июня текущего года. Для детей, не проживающих на закрепленной территории, прием заявлений в 1 класс начинается с 1 июля текущего года до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года.

Т.о, представленное родителями (законными представителями) детей заключение ПМПК является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.

В случае, если образовательная организация отказывает в создании необходимых условий для обучения ребенка с особенностями, родителям целесообразно подать письменное обращение директору школы с просьбой об организации обучения ребенка в соответствии с заключением ПМПК, ссылаясь на п. 23 Положения о ПМПК, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082, а также о предоставлении необходимой информации об образовательной программе и условиях обучения, ссылаясь на нормы Федерального закона «Об образовании в РФ».

При неисполнении обязанностей по созданию условий в соответствии с заключением ПМПК, непредоставлении информации или отсутствии ответа письменное обращение подается в вышестоящие органы образования с просьбой оказать содействие в решении возникших проблем, ссылаясь опять же на п. 23 Положения о ПМПК.

При отрицательных результатах стоит обращаться в прокуратуру.

Порядок действий по созданию специальных условий получения образования для ребенка с ОВЗ будет зависеть от наличия или отсутствия у него заключения ЦПМПК.

Ребенок с ОВЗ,
имеющий заключение ЦПМПК города Москвы
Ребенок с ОВЗ,
не имеющий заключение ЦПМПК города Москвы
Шаг 1. Родители (законные представители) приносят в образовательную организацию заключение ЦПМПК города Москвы.
Шаг 1. Специалисты службы психолого-педагогического сопровождения (педагог-психолог, учитель-логопед и пр.) проводят комплексное обследование ребенка с ОВЗ (при наличии письменного согласия родителей (законных представителей) для подготовки документации к проведению психолого-педагогического консилиума (ППк): характеристики, портфолио, включающее работы ребенка по предметным областям.
Шаг 2. Руководитель образовательной организации в соответствии с Письмом Департамента образования города Москвы от 19 июня 2015 года № 01-50/02-1297/15 вносит необходимые данные в системе «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» (КИС ГУСОЭВ) выбирая необходимую кодировку детей с ОВЗ и инвалидностью (см. Инструкция пользователя по работе с функциональной возможностью).
Шаг 2. Проведение заседания психолого-педагогического консилиума образовательной организации по вопросу необходимости создания для ребенка специальных условий обучения и воспитания с обязательным привлечением родителей (законных представителей) (необходимости направления на ЦПМПК города Москвы).
Шаг 3. Специалисты службы психолого-педагогического сопровождения (педагог-психолог, учитель-логопед и пр.) проводят комплексное обследование ребенка с ОВЗ (при наличии письменного согласия родителей (законных представителей) для подготовки документации к проведению психолого-педагогического консилиума (ППк): характеристики, портфорлио, включающее работы ребенка по предметным областям.
Шаг 3. Подготовка рекомендаций Консилиума о необходимости обращения на ЦПМПК г.Москвы. Подготовка характеристики- представления на ребенка для ЦПМПК города Москвы.
Шаг 4. ППк организации определяет характер и продолжительность оказания необходимой психолого-педагогической помощи (в соответствии с заключением ЦПМПК города Москвы), составляет на ребенка индивидуальный план коррекционно-развивающей работы специалистов. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ППк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия (о чем свидетельствует подпись родителя (законного представителя) на документах ППк).
Шаг 4. ЦПМПК города Москвы проводит комплексное психолого-медико-педагогическое обследование ребенка, готовит по результатам обследования рекомендации по созданию специальных условий обучения и воспитания, а также подтверждает, уточняет или изменяет ранее данные рекомендации.
Шаг 5. Родители (законные представители) пишут заявление на имя директора о создании специальных условий для получения образования.
Шаг 5. Родители (законные представители) приносят в образовательную организацию заключение ЦПМПК города Москвы.
Шаг 6. Оформление заявки в ДОгМ на финансирование оказания образовательной организацией государственной услуги по предоставлению специальных условий образования обучающимся с ОВЗ на основании заключения ЦПМПК.

Максим Дюканов,
юрист, специалист по семейному праву