Здравствуйте, Светлана!
К сожалению, коммунальные службы обладают такими правами.
Ни один закон не запрещает отключать электричество семьям с маленькими детьми, именно поэтому компании не принимают во внимание наличие маленьких детей.
Поставщики услуг интересуются лишь тем, чтобы жильцы вовремя производили оплату за энергоснабжение. Но в некоторых случаях наличие тяжелобольных граждан или маленьких детей является смягчающим обстоятельством.
Однако, управляющие компании не вправе отключить свет внезапно, так как процесс прекращения подачи электроэнергии подробно регламентируется законодательными и подзаконными актами.
Алгоритм действий управляющих компаний содержится в Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 13.07.2019) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов").
Прежде всего, исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю:
- путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или
- путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления),
- или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем,
- в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя,
- телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в сети Интернет,
- передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;
При непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги;
При отсутствии хотя бы одного из указанных действий должник имеет право обратиться в суд с требованием о возмещении причиненного ущерба. Руководствуясь положениями статьи 330 УК РФ, можно квалифицировать данные действия как самоуправство. Потребитель получит право на возмещение как морального, так и материального ущерба. Перед обращением в суд в обязательном порядке погасите задолженность. Выполнение данного условия является одной из гарантий получения компенсации.
Если процедура извещения была соблюдена, то Неплательщик пишет заявление на имя руководителя компании и просит предоставить рассрочку.
К заявлению можно приложить копии свидетельства о рождении детей.
Как уже было сказано, наличие детей не является препятствием для отключения электроэнергии, но везде работают люди, которые часто идут навстречу.
В таких случаях компании составляют договор реструктуризации долга.
Он является юридическим документом. И если вы не исполните взятые на себя обязательства, это грозит определенными последствиями. Но если вы будете хотя бы частично погашать задолженность, коммунальщики пойдут на уступки.
Помните о том, что предоставление рассрочки – это не обязанность компании, поэтому вы не сможете оспорить отказ.
При положительном решении вопроса компания может не просто предоставить рассрочку, но и аннулировать пени. Обычно многодетные семьи, инвалиды, участники ВОВ, пенсионеры пользуются льготными правами. Для получения льгот обратитесь с документами в управляющую компанию. Вы имеете право на перерасчет.
Заявление может быть направлено по почте заказным письмом с уведомлением, либо лично.
При оформлении заявления укажите следующие сведения:
- Название организации, куда бумага направляется;
- ФИО руководителя и его должность;
- Данные заявителя, его адрес и контактную информацию;
- Сведения о квартире, по которой есть задолженность за свет;
- Просьба предоставить рассрочку;
- Основания для просьбы, например, наличие маленьких детей, тяжелое материальное положение, длительная болезнь;
- Дата, подпись.
С договором об отсрочке вы отправляетесь в управляющую компанию и вносите часть задолженности за энергоснабжение. После этого необходимо договориться о визите энергетика и подключении к электрической сети.
Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней со дня устранения причин.
Наталья Гайкалова,
Семейный юрист