Добрый день! Я крёстная мама, но меня очень беспокоит поведение моей крестницы. Ей 8 лет. Иногда она кажется совсем неуправляемой. Моя сестра (её мама) много работает, и воспитанием в основном занимается наша мама (её бабушка). Папа в жизни ребёнка почти не появляется. Моя племянница, в основном, никого не слушает и делает, что душе угодно. Может убежать без спроса из дома, и её проходится искать по соседям (живем в частном секторе). Когда её начинаешь спрашивать, почему она так делает, она как будто не понимает, что в этом такого. Были случаи поджога, это, конечно, было не дома, но на территории участка. Совсем нет интереса к учебе, пробовали по-разному заинтересовать, но не выходит. Может, дадите совет, как быть дальше?
Здравствуйте, Анастасия! Из вашего обращения видно, что не только с ребёнком, но и в целом в семье ситуация сейчас сложилась непростая. Для ребёнка любого возраста очень важно присутствие значимых взрослых рядом – родителей, учителей. Это – одна из самых главных потребностей: быть принятым, любимым, услышанным. Плюс, иметь границы, рамки допустимого, которые выстраиваются не деспотично и не на основании «потому что я так сказала», а с уважением и аргументацией. Дети часто бывают непослушными и неуправляемыми. Но критически мало найдётся ситуаций, когда они бы делали это, чтобы насолить. Скорее, такое поведение – результат внутренней потерянности и боли. Попробуйте поставить себя на место крестницы. Что бы вы чувствовали, если бы папа и мама с вами практически не общались? Учитывая, что их внимание и поддержка сейчас вам очень нужны. Что бы вы хотели делать? Хотели бы вы учиться? Я не знаю стиль взаимодействия с ребёнком вашей мамы, бабушки девочки, но вы знаете. Представьте, как бы вы ощущали себя в этом стиле? Прочувствуйте каждую ситуацию. Эти вопросы помогут вам приблизиться к пониманию того, что происходит сейчас с девочкой. Я предполагаю, что в описанной ситуации ваша крестница может чувствовать себя словно заброшенной. Это не значит, что её действительно бросили, но значит, что она не получает того количества любви, в котором нуждается. Не имеет тех границ и уважения, которые ей нужны. У меня возникает смесь чувств от лица девочки, и все они касаются свободы, грусти, желания что-то делать, как-то себя проявить, обратить на себя внимание, пустоты. Если внутри мы чувствуем себя плохо, это сказывается на всей нашей жизни. Нам становится не до дел, весь запас энергии тратится на переживания и выживание в обстоятельствах, в которые пришлось попасть, проживания тяжёлого в них. И тогда, конечно, учёба уходит на второй план. Ребёнку сложно интересоваться чем-то, если он не получает достаточно тепла. Он ищет способ заглушить боль, неосознанно. Всё его внимание концентрируется на другом. И тут уже совершенно не до школы. Вообще, очень часто плохое поведение используется как способ обратить на себя внимание. Ведь мы редко замечаем хорошее, особенно когда заняты, так уж мы устроены. А вот если что-то идёт не так, мы полностью погружаемся в это. Возможно, это применимо и к вашей ситуации. С крестницей что-то идёт не так, и вы полностью в этом. Даже если вы ругаетесь, злитесь, негодуете – в эти моменты ваше сердце полностью принадлежит ей. И это гораздо лучше, чем вовсе ничего. Письмо написано вами, поэтому все мои рекомендации будут касаться вас. Я не могу сказать маме девочки, что сейчас её дочь очень в ней нуждается. Не могу сказать бабушке, что нельзя избаловать ребёнка любовью и теплом, а вот строгостью и руганью очень многое можно испортить. Вашей крестнице нужны взрослые люди рядом – сильные, надёжные, у которых есть на неё время, которые не уйдут, которые захотят узнавать её мир, интересоваться ей, которые будут готовы эмоционально вкладываться и откликаться на её призывы. Попробуйте стать для неё таким взрослым. Постарайтесь проводить с ней больше времени. Разговаривать, узнавать ей интересы. С первого раза это не получится, она не откроется. Но со временем, потихоньку, она начнёт чувствовать в вас поддержку и пробовать опираться. Не читайте нотаций за уход, за поджоги, пропустите через себя информацию, что многие её поступки продиктованы болью. И боль – причина, нужно лечить её, а не симптомы. Узнайте, что ей нравится делать, и делайте это вместе. Ходите в кино, музеи, на прогулки в парк, катайтесь на велосипеде, учитесь кататься на роликах/доске/коньках. Найдите буквально любое занятие, которое вы сможете делать вместе и которое вас сплотит. Постепенно прививайте ей образовательные интересы. К примеру, посмотрите вместе кино/мультфильм и порассуждайте, что это за герои, почему с ними происходили подобные вещи, что можно было исправить или улучшить. Так же можно поступать с книгами, журналами. Плюс, подавайте сами пример человека, у которого есть желание образовываться. Дети очень чутко реагируют на окружение. Если ребёнок слышит, что надо учиться и читать книги, но все значимые взрослые вокруг этого не делают, то и он не станет. Это золотое правила – начинать в воспитании с себя. Покажите на своём примере смысл обучения, какая от этого будет жить, насколько она станет более наполненной и интересной. Чтобы девочка увидела, зачем вообще это нужно, что учиться – это не каторга (хотя обучение в школе всем даётся нелегко), что в этом есть очень важный смысл. Но без нотаций, нравоучений, лекций, а на примере вашей жизни – вашего поведения, жизненных историй, интересных событий. Развивайте способности крестницы. Она наверняка что-то умеет делать очень хорошо. Буквально вцепитесь в это и способствуйте развитию. Но самое важное здесь то, что я говорила в начале письма – будьте рядом. И принимайте её. Да, она сбегает. Да, что-то поджигает. Вот такая она. Вот так плохо сейчас она себя чувствует. Вот так спасается от боли. Вот так пытается получить ваше внимание. Отнеситесь к ней со всей заботой и поддержкой в этом, обнимайте, общайтесь, показывайте, что что бы они ни делала, она остаётся для вас замечательной. Поступки могут расстраивать, но не она сама как человек. Докажите, что вы будете с ней, даже если всё хорошо и её поведение никого не тревожит. Что в любом случае она достойна вашего внимания. Наше, взрослое, тепло и умение любить, даже если сложно, выдерживать трудные ситуации способно растопить любое детское сердце. Хотя иногда на это требуется много времени. Я вижу, как вам важна крестница и её счастье. Поэтому уверена, что у вас всё получится.
Психолог Портала «Я – родитель»