Здравствуйте. Слышу вашу усталость. Слышу много сдержанных чувств и желание как-то с этим справиться. Но движение к цели невозможно пока мы не знаем точно, в какой точке находимся. Это как если бы мы с вами хотели взять билет до Лондона, не понимая в каком городе сейчас находимся и из какого есть прямой рейс.
Также и с чувствами. Поищите то, что рождается в ответ на такое поведение ребёнка. Это может быть злость, страх, обида, бессилие, стыд, вина и так далее. Назвав их, вы можете наблюдать как и когда они рождаются и исходя какой вашей потребности это происходит. Например, глядя на то, как ребёнок устанавливает свои правила, вы чувствуете страх, что вас уволят за профнепригодность. И тогда вы подвергаете сомнению, а правда ли поведение ребёнка - это зона только вашей ответственности, а действительно ли это основание для увольнения и так далее.
Или, например, если вами владеет бессилие, важно обозначить зону вашей ответственности в данной ситуации, зону ответственности родителей, сверстников, генетики, самого ребёнка и то, что абсолютно хаотично и не подвластно никому. И тогда станет легче проживать ту часть, на которые вы влиять не можете.
Кроме того, важно найти злость и дать ей возможность выхода. Для этого есть две веские причины:
1. Ребенок всегда отражает систему. И то, что вы описываете как раз про неразрешенную злость. Ребенок проживает её так, как умеет.
2. Когда ваши границы нарушены, естественным образом рождается злость. Это нормально. И тогда важно и самой учиться её проживать, и ребёнка учить делать это экологично (безопасно для себя и окружающих). Например, можно рвать бумагу (так, как хочется), можно бросать в стену резиновые мячики, можно кричать, давить, топать, щипать и прочее. Организуйте игры, в которых будет возможность для реализации этих движений.
Также, важно проговаривать и называть то, что происходит с ребёнком без оценок и осуждения: "Вижу, что ты злишься", "Понимаю, да, хочется, но я не разрешаю", "Ты бросил игрушку/ты кричишь/ты стучишь". Это включает осознанность, а вместе с ней и возможность этим управлять. Но, конечно, важно работать совместно с семьёй. Родителям я бы рекомендовала обратиться к психологу очно.
Ольга Дорохова
психолог сайта «Я — родитель»