Мой ребенок 16 лет не делает уроки, учится на одни двойки, впереди ОГЭ. У меня паника. Каждый вечер начинаю спокойно напоминать, чтобы села за уроки, она начинает нервничать и психовать. В результате слезы, и уроки остаются несделанными. Как мне реагировать на это? Девочка под опекой, 7 лет живем вместе.
Валентина, здравствуйте.
Для начала важно понимать, что для любой деятельности нужна мотивация. Какая она у вашей дочери? Зачем ей хорошо учиться? Но помните, что для подростка будущее абстрактно, ребенок в этом возрасте нацелен на «здесь и сейчас». Подумайте, чем можно заинтересовать ребенка. Мотивация бывает двух типов: избегания неудач (быть плохим, худшим в классе, избежание наказания) и достижения успехов. Первый тип я не рекомендую использовать, а второй очень эффективен. Например, это может быть ощущение своей силы. И тогда стоит обращать внимание девочки на то, как она хорошо справляется, как вы ей гордитесь, как приятно получать похвалу. Это может быть какая-то большая цель, которая достигается через учебу. Например, желание поступить на понравившуюся специальность или отдых, который вы обещаете только при условии, что оценки будут выше «тройки».
Создайте благоприятные условия для обучения. Вот вы напомнили раз, два. Это не действует. Заключите договор, в котором будет указано, когда ребенок делает домашние задания, сколько на это уделяется времени, какие санкции ждут ребенка, если обязанности не будут выполнены.
Ребенок начинает нервничать после напоминания об уроках, потому что это вызывает стресс. Купите канцелярию, которая создаст приятную (но не расслабляющую) атмосферу. Научите девочку осознавать свои эмоции и справляться с ними. Например, используя технику контейнирования эмоций: «Я понимаю, что тебе не хочется сейчас этим занимать, мне жаль, что так. Давай сейчас сделаем это и то, а потом вернемся к урокам?». Учитесь слушать потребности ребенка, договариваться и уважать ее чувства. Не обесценивайте их, не высмеивайте, не стыдите и не запугивайте. От этого стресс будет нарастать. Поддержите, расскажите, как вы выполняете ту работу, которая имеет долгосрочные результаты. Обращаю вашу внимание, что это не «надо» делать, а результат будет позже. И вот тут снова вопрос мотивации. Ради чего ваша дочь готова потратить время из настоящего, чтобы что-то получить в будущем?
Учите девочку ждать. Обращайте ее внимание на то, как это иногда полезно и приятно. Дайте понять, что если выбор в пользу большой цели осознанный, то и жить в «лишениях» становится проще. Условно говоря, можно сейчас купить ей конфет, а можно накопить и в конце месяца потратить эти деньги на что-то большое и очень приятное.
И еще один важный момент. Понаблюдайте за ребенком, услышьте девочку. Возможно, вы требуете от нее того, что сейчас ей недоступно. Например, если есть некие нарушения волевой сферы, то вопрос мотивации будет даваться тяжело. Или у ребенка есть какой-то стрессовый фактор, который не дает работать вниманию. Помогайте, ведь чем меньше ребенок заслуживает любви, тем больше в ней нуждается.
психолог сайта «Я — родитель»