У нас прекрасная семья. Полная, любящая. Долгожданный и бесконечно любимый ребёнок. Мы с мужем не ругаемся годами, не выясняем отношения, всегда держимся за руки, обнимаемся. К ребёнку отношение такое же. Только любовь, ласка. Никогда не наказывали ее физически. Прикрикнуть - да, если уже не слышит, не воспринимает. У неё есть все и даже больше. Заходя в детский магазин, она не может ничего выбрать, потому что уже все лежит в ее детской.
Здравствуйте!
На ситуацию, которую вы описываете, в рамках письма сложно дать исчерпывающий и однозначный ответ. Есть много сторон, которые стоит учесть:
1. В какой период, после какого события появилось такое поведение?
Всегда ли девочка говорила это? Быть может, был какой-то поворотный момент, после которого вы стали замечать изменения?
Попробуйте вспомнить, когда впервые стали слышать от ребёнка такие слова. Какие обстоятельства этому предшествовали? Сначала просто перечислите их: что происходило в жизни ребёнка и в ваших отношениях. После постарайтесь критично рассмотреть каждый пункт, проанализировать, что могла чувствовать девочка, на что она могла обидеться или разозлиться, но не суметь в моменте выразить чувства.
Иногда то, что нас ранило, будучи вовремя не проявленным, начинаем влиять на то, как мы общаемся с близкими. Это актуально не только для взрослых, но и для детей. Если получится найти хотя бы примерную точку, после которой вы стали замечать изменения в ребёнке, это позволит лучше понять чувства вашей дочки, разобраться в причинах и действовать более прицельно. Например, обговорить, что тогда случилось, свои переживания, поделиться предположением с девочкой, что тогда могла ощущать она и как теперь она может себя чувствовать.
2. Как строятся ваши отношения с ребёнком?
Даже если кажется, что всё хорошо, на этот пункт стоит обратить внимание.
Старайтесь позволять дочке проявлять все свои переживания. Рассказывайте, что с ней может происходить. Делитесь тем, как по-разному можно говорить о себе, своих желаниях и границах. Важно не угадывать, что хочет ребёнок, и сразу предоставлять ему это, а узнавать, интересоваться его потребностями. Благодаря этому ребёнок сам учится ощущать себя, как в нём отзывается та или иная вещь или ситуация, познаёт себя и свои предпочтения.
Это помогает строить безопасную и надёжную привязанность.
3. Особенности возраста.
Важно учитывать, что в возрасте 4-5 лет многие девочки начинают ревновать папу к маме. Это нормально на данном этапе. В этот момент в ребёнка закладывается представление о своей полоролевой идентичности. Ребёнок обращает внимание на родителя противоположного пола, отрабатывает определённые модели поведения с ним, а родителя своего пола воспринимает как конкурента за любовь.
Такие процессы могут пугать, вызывать непонимание. Однако они формируют ещё один кусочек психики, закладывают представление о себе как о девочке, женщине (или как о мужчине – для мальчиков).
Можно заметить, что девочки в этот период, например, тяготеют к общению с отцами, отталкивают маму, которая хочет обнять папу или просто посидеть вместе с ним, просят уйти, плачут, когда видят, как родители тянутся друг к другу, в целом как будто более агрессивно общаются с мамами.
Этот этап нужно просто пережить. Рассказать девочке, что с ней происходит. Задача отца – обратить внимание на дочку, но сохранить границы: сказать, что он любит маму, что она его жена, а девочка – дочка, и однажды в будущем она тоже обязательно встретит того, кто её полюбит, как папа любит маму. Таким образом, не смешивать роли.
Благодаря этому, через переживание и злости, и печали, и протеста, через ощущение понимания и поддержки во всём этом, девочка осознаёт невозможность построения с папой других отношений, кроме как детско-родительских, и обращается обратно к маме: чтобы стать «такой же, как она», то есть женщиной, обладающей определёнными качествами.
Не пугайтесь, если сейчас встречайте в своей семье что-то из вышеописанного. Это очень естественный механизм, он даёт многое для развития.
4. Длительность проявлений.
Если вы и раньше замечали, что девочке сложно устанавливать близкие контакты с родителями, что она ведёт себя отстранённо, не идёт на сближение, если есть жестокость по отношению к животным или людям, имеет смысл обратиться за консультацией к неврологу или психиатру. Это встречается крайне редко, но я не могу не упомянуть такой момент.
Если же девочка начала говорить, что не любит вас, недавно, если до этого ваши отношения складывались благополучно, то велика вероятность, что это просто специфика возраста или результат влияния какой-то ситуации. И в этом нужно глубже разобраться и перенести, оставаясь максимально бережной к себе. То есть помня, что ваша дочка не перестала вас любить, но сейчас проходит через новый этап взросления или таким образом переживает сложные для себя чувства.
Это даст силы на то, чтобы справиться, остаться рядом с ребёнком, сохранить границы и помнить, что так, как есть сейчас, - это не навсегда.
Всего вам доброго.
Психолог Портала «Я – родитель»