Здравствуйте. Столкнулись с проблемой детских страхов и нервозность. Раньше ребёнок мог спокойно пойти в туалет и закрыть за собой дверь, также в ванной мог спокойно играться, на улице спокойно реагировал на людей, сейчас ребёнок, если идёт в туалет, то только с открытой дверью, в ванной просит меня сидеть рядом, на улице, если кто-то начинает с ним беседу он молчит и прячется за меня. При этом темноты не боится, и остаться не надолго один дома, пока я хожу в магазин, он реагирует спокойно. Так же изменилось поведение ребёнка, сталь более плаксивый по мелочам, если что-то не получается он начинает психовать, бить, кричать. На ребёнка никто не кричит, не запирает в закрытых помещениях, есть только некая бабайка, которую он боится, но как с этим работать, как избавить ребёнка от страха?
Здравствуйте, Яна.
Избавлять ребенка от страхов не нужно, ему нужно помочь справиться с ними. Для этого вам необходимо развивать свой эмоциональный интеллект и эмоциональный интеллект ребенка. Суть его заключается в том, чтобы научиться определять свои состояния и состояния другого. Научиться реагировать на проявления со стороны и выражать собственные эмоции. Поэтому, настоятельно рекомендую использовать технику контейнирования эмоций. В следующий раз, когда ребенок будет испытывать страх, вы можете сказать примерно следующее: «Я понимаю, тебе страшно. Давай вместе подумаем, что может тебе помочь почувствовать себя увереннее, сильнее». Вы можете пройти с ребенком за руку туда, куда он боится отправиться один. Можете рассказать о том, что его ждет в той или иной ситуации, для того чтобы увеличить предсказуемость и, как следствие, снизить тревогу.
Что касается закрытых дверей, то резких движений делать не нужно. Вам стоит сначала побыть вместе, потом отлучиться на секунду. Но предупредить, что вы буквально выключите чайник и вернетесь обратно. Не говорите абстрактно, например, через 5 минут. Говорите на понятном языке для ребенка – закрою дверь, возьму телефон и т.д. Всегда сдерживайте слово, ребенок должен знать, что вам можно верить. Постепенно увеличивайте расстояние, увеличивайте количество времени, в которое ребенок будет находиться один.
Психика всегда выбирает самый эффективный способ поведения. Поэтому любое поведение обусловлено чем-то конкретным. У всего есть причина. Стоит ее найти для того, чтобы самым эффективным способом разрешать данную ситуацию. Возможно, это был какой-то стресс для ребенка, который не нашел поддержки. Возможно, дело в том, что психика дозрела до страхов. Обычно это происходит к двум - трем годам. И часто бывает так, что родители обесценивают чувства ребенка и ввиду того, что ребенок не знает, как справиться с ними, они нарастают как снежный ком. Предположу, что к четырем годам ваш ребенок настолько накопил в себе неразрешенные эмоции, что они выходят в такой форме.
В моменты, когда ему страшно, обязательно поддерживайте его, поглаживайте, возвращайте ощущения в теле. В моменты, когда ребенок спокоен, обучайте дыхательным упражнениям. Продолжительный вдох носом и выдох ртом так, чтобы выдох был вдвое длиннее, чем вдох. Это поможет успокоиться и включить защитные механизмы, а не подчиняться эмоциям.
Также, вы можете вместе с ребенком нарисовать то чувство, которое его беспокоит. Старайтесь быть рядом, но не помогать. Пусть это будет конкретный персонаж или клякса. Потом поговорите об этом чувстве. Спросите: Как его зовут? Что оно здесь делает? Что ему нужно? Вполне возможно, что выяснится, что ему самому страшно. И тогда стоит ему дорисовать большую вкусную конфету или маму рядом для поддержки. И ребенку станет проще справляться со своими эмоциями. Либо, если клякса агрессивная, хочет только зла, то ее можно уничтожить, например, сжечь.
В любом случае, если такое поведение будет сохраняться продолжительный промежуток времени, то стоит обратиться к психологу очно. Список бесплатных служб психологической помощи вы можете найти на нашем Портале -https://www.ya-roditel.ru/map/
психолог сайта «Я — родитель»