Добрый день! Помогите пожалуйста советом! Я мама троих детей, старшим двойняшкам 3.5 года, младшей 1.5. Старшие с сентября ходят в садик, у всех режим, в 7 утра подъем. Но засыпают они очень-очень долго, от часа и больше. Все!
Здравствуйте!
Ваше состояние, действительно, влияет на то, как чувствуют себя дети. В этом хочется присоединиться к рекомендации, которую вам дали.
Дело в том, что, если вы напряжены, тревожны, дети перенимают такие ощущения. Особенно в раннем возрасте. Так устроена психика ребёнка: эволюционно ему нужно было ориентироваться на маму, чтобы предугадывать возможную опасность, быть в тонусе и не уходить далеко. Сейчас вокруг нас уже не бродят хищники, но механизм всё ещё работает.
То есть, если мама сильно напряжена, для ребёнка это сигнал, что что-то в окружающей среде не так. Он неосознанно сам начинает напрягаться, тревожиться, это поднимает уровень возбуждения. Плюс, он может стать более капризным и бояться отпускать маму далеко от себя. Всё это – результаты действия «биологической программы».
И наоборот, чем более вы расслаблены и, действительно, «кайфуете», тем естественнее будут вести себя дети, тем меньше дополнительных стрессовых факторов появятся в их жизни.
Поэтому правда важно обратить внимание на своё эмоциональное состояние в момент засыпания детей. Даже если вы начинаете ритуал отхода ко сну со «стояния на голове», чем более вы спокойны, тем больше шанс, что это спокойствие передастся детям.
Обратите внимание на наличие ритуала отхода ко сну. Это повторяющиеся изо дня в день действия, которые создают устойчивую связь «делаю это – потом засыпаю». Обычно в него входят водные процедуры и что-то, что вы делаете совместно с детьми. Например, чтение сказки, обсуждение прошедшего дня или того, что ждёт завтра, лёгкий массаж и поглаживания (обладают успокаивающим эффектом).
Если вы замечаете, что ритуал не срабатывает, можно немного удлинить его во времени: начинать за пару часов. К примеру, с тёплого молока на ночь, с «переключение» голоса на более низкий тон, с постепенного замедления вашей речи. Всё это тоже настраивает детей на размеренный лад и готовит к ночи.
Иногда повышенная возбудимость перед сном связана с нарушением режима дня. Причём как в сторону того, что ребёнок просто не успел устать, так и в сторону перенасыщения активностями и информацией из внешней среды. В обоих случаях может сохраняться состояние повышенного возбуждения.
Проследите, чтобы в течение дня у детей была возможность и «побеситься», и отдохнуть. Это поможет нервной системы оставаться в сбалансированном состоянии.
Ещё одной причиной сложного засыпания порой оказывается дефицит общения с вами в течение дня. Если время перед сном – практически единственное, которое вы целиком проводите с детьми, не отвлекаясь, погружённой в процесс, то им захочется продлить его как можно дольше. Здесь помогает отметить, как много внимания получают дети от вас вне засыпания и, по возможности, увеличить его количество или сделать совместные занятия более качественными. Качественно – это когда вы полностью включены в то, что делаете с ребёнком, не уходя в свои мысли и не переключаясь на сторонние дела.
Существует опасная иллюзия, что все дети ведут себя перед сном замечательно и спокойно засыпают. В реальности это совершенно не так. Очень многие малыши отходят ко сну не просто. Особенно, если сами по себе подвижные, темпераментные. И к каждому ребёнку порой приходится искать свой ключик, чтобы успокоить его, настроить на нужный лад.
В качестве такого ключика можно попробовать телесные упражнения. Например, «бутерброд»: кладёте ребёнка-хлебушек на кровать (в качестве тарелки выступают подушки или сложенное одеяло под головой и ножками ребёнка). А дальше мажете хлеб маслом: гладите всё тело малыша со средним нажимом. При этом можно проговаривать свои действия: «Я мажу хлебушек. Ух, какой вкусненький бутербродик у меня получится. Такой аппетитненький. Помажу твои ножки. Помажу животик. Помажу ручки…» После этого на бутерброд можно положить сыр или колбасу – ещё несколько подушек, и снова «намазать сверху маслом», озвучивая свои действия.
В итоге бутербродик можно «съесть»: надавить на закутанного ребёнка со всех краёв. Но отследите, чтобы он не был против, что его едят. Можно просто оставить на какое-то время «лежать на тарелке».
Это упражнение похоже на игру, но даёт всестороннюю стимуляцию ребёнку, хорошо успокаивает и помогает ощутить безопасность. Его можно делать с детьми по очереди или одновременно «готовить» несколько таких «бутербродов».
Обратите внимание, что ваше состояние в преддверии нервного срыва – это тоже важный звоночек. Потому что велик шанс, что к нему приводит не только сложное засыпание детей. Возможно, в течение дня вы сталкиваетесь с большим количеством событий, сомнений, внутренних тревог, опасений, недовольства, которые потихоньку подтачивают силы. А вечерние сложности с детьми выступают уже катализаторами – последней каплей, после которой возникает ощущение «всё, больше не могу».
Любое ваше нестабильное состояние – повод позаботиться о себе, помочь себе, разобраться с причинами и по возможности организовать жизнь так, чтобы в ней было как можно меньше стресса и изнуряющих вас обстоятельств.
Всего вам доброго.
Психолог Портала «Я – родитель»