Здравствуйте! Сын второклассник. Меня беспокоит, что при наличии отведенного школьного места (стол, стул, ученический уголок) сын делает уроки в разных местах. Уроки пишутся-учатся на кровати, на диване, а порой примеры решаются на полу, лежа, сидя. Пытаюсь организовать, наладить вновь этот ученический процесс, но он противится. Волнуюсь, что это "разбалтывает" его, да и просто вредит. Что можно сделать?
Здравствуйте!
Чтобы поменять какое-то поведение, очень важно понять, что оно даёт ребёнку. Просто так ни дети, ни взрослые ничего не делают.
Давайте попробуем перенести этот постулат на вашу ситуацию.
Если бы ребёнку было максимально комфортно делать уроки за ученическим уголком, он бы делал именно так. Что может ему мешать?
- Самое банальное – неудобный стул, высота стола, неудачно организованное пространство ученического уголка. Обычно такие моменты лежат на поверхности, их легко обнаружить и изменить.
- Усталость физическая. Если ребёнок первую половину дня сидит в школе за партой, то продолжать это делать во второй совсем не хочется. Даже самый удобный стул уступает в комфорте кровати или дивану. Плюс, за стулом может начать болеть поясница, плечи, если школьный рюкзак тяжёлый, это усугубляет состояние.
- Усталость психологическая. Для ребёнка 8-ми лет ещё довольно сложно выдерживать длительные интеллектуальные нагрузки. Полежать, посидеть на мягком, почитать учебник, задрав ноги на спинку дивана – всё это помогает продолжать умственную работу, давая себе чуть больше расслабления и отдыха.
Это лишь примерный список. Зная своего сына, подумайте, пожалуйста, что ещё так влечёт его к дивану и кровати. Постарайтесь отбросить в сторону критику. Важно посмотреть с вниманием и пониманием: почему ребёнок выбирает для учёбы определённые места.
Зная это, будет проще прийти к консенсусу и найти устраивающий все стороны вариант. Потому что, если не учитывать желания и потребности ребёнка, это только эскалирует конфликт. Понимаю, что вы заботитесь о его здоровье, для ребёнка это пока не сильно понятно или ощутимо.
Как можно прийти к консенсусу:
1. Демонстрируя ребёнку, что вы понимаете его потребности и что вам важен его комфорт.
2. Предлагая варианты, как можно договориться.
Например: «Родной, я понимаю, что на диване читать учебник удобнее. Но это вредит осанке. Давай договоримся: часть уроков ты обязательно делаешь за столом, чтобы спинка была ровной, а часть уроков можешь делать лёжа, чтобы отдыхать».
Это лишь пример того, как совместить ваши интересы и то, что для ребёнка удобно. Если не учитывать его мнение, ваши слова вызовут большой протест.
Плюс, обратите внимание, что именно для вас означает «разбалтывает» и «вредит». Потому что, если ребёнок продолжает учить уроки и это не влияет на качество усвоения материала (а порой даже помогает), то есть смысл разрешить ребёнку учиться так, как будет ему комфортно.
Желаю вам удачи.
Психолог Портала «Я – родитель»