Дочке три года, хочет, чтобы я с ней постоянно играла в куклы, в посуду и все остальное. Иногда играю. Но иногда и отказываю. Должен ли ребёнок играть один? Или обязательно должно быть мое участие в ее играх? И как правильно отказать ей в играх?
Здравствуйте.
Игра – это не бесполезная трата времени и ерунда, как сейчас часто думают. Игра – это форма передачи знаний от поколения к поколению, способ развить навыки общения, планирования и т.д. В игре ребенок познает азы конфликтологии, развивает речь, мышление и прочие процессы. Именно в игре психика готовится к взрослым задачам. И если их не было в детстве, то вероятно, что потом будет сложнее. Именно поэтому гораздо важнее играть в куклы и посудку, чем ходить на «развивашки».
Исторически дети к определенному возрасту уже играли с другими детьми. Но современные реалии этого не дают. У нас почти не осталось дворовых игр, дети редко растут в больших семьях, они мало предоставлены сами себе (без родительского внимания). Отсюда – неумение входить в конфликт и выходить из него, страх отказа, неумение говорить «нет», а также отсутствие других социальных навыков.
Все это я говорю для того, чтобы стало очевидно, что ребенок одновременно нуждается как в другом участнике, так и в возможном отказе родителей поддержать игру. Ребенок должен учиться проживать отказ и занимать себя самостоятельно (обратите внимание: не уметь, а учиться!). Но и компенсировать недостаток общения в текущих условиях нужно.
Где грань? В ваших ресурсах. Есть силы? Пожалуйста, поиграйте с дочерью. Нет? Откажите. Да, это возможно. Это огорчит ее, возможно сильно расстроит. Но только так появится опыт. Главное тут – не быть жестокой, а быть жесткой. Поддержите, например так: «Я вижу, что ты расстроилась. Мне очень жаль. Но я очень устала. Отдохну и обязательно поиграю с тобой». Не сдавайтесь, если будет сильно плакать и не кричите. Будьте готовой обнять и приласкать, если ребенок попросит. И обязательно легализуйте чувства: «Я тоже очень расстраиваюсь, когда хочу, но не получаю это» или «да, конечно горько, понимаю».
Если говорить о нормах времени, проведенного с ребенком, то их нет. Единственные показатели в этом вопросе такие: минимальное количество времени, которое ребенок может сам себя занять (речь о возрасте до 7 лет) – это возраст, умноженный на 5. В вашем возрасте, это около 15 минут в день. Минимальная норма.
Рекомендуем посмотреть видеоурок на эту тему на нашем портале: Видеоурок игрушки
психолог сайта «Я — родитель»