Здравствуйте! Сыну 4,5 года и начал проявлять признаки садизма к животным. На днях гостил у бабушки в деревне, взял котенка и кинул к собаке в вольер, собака загрызла котенка, а сыну было весело на это смотреть. Бывает, что может пнуть животное. Как его наказывать за это и воспитывать? Как избавиться от этого садизма?
Здравствуйте, Сергей.
Вопрос требует очной консультации психолога. Список бесплатных служб психологической помощи вы можете найти на нашем Портале -https://www.ya-roditel.ru/map/
Дело в том, что причины могут быть абсолютно разные. Это может быть наследственность, генетическая предрасположенность. Это могут быть проблемы медицинского характера, в этом случае стоит проконсультироваться с детским неврологом и исключить данную версию. Это может быть среда, в которой находится ребенок. Например, повторяет за братом-подростком или другими детьми/значимыми взрослыми в своем окружении. Также, ребенок может смотреть различного рода контент в Интернете и не разделять реальность от выдумки, и считать такое поведение вполне нормальным.
Кроме того, важно какой пример у ребенка перед глазами. Как вы себя ведете с другими людьми, с животными? Как ведет себя мать ребенка и другие значимые взрослые? Вполне возможно, что ребенок видел подобную ситуацию, а кто-то из взрослых не выдержал страха, ужаса или совсем растерялся и засмеялся в ответ на такую ситуацию. Ребенок просто копирует эмоциональную реакцию, не понимая всего трагизма. Сейчас малыш все еще считывает поведение со взрослых и не отдает себе отчет. Превалирует копирование, а не собственные реакции.
Также, имеет значение то, как в вашей семье принято реагировать на социально неодобряемые эмоции, как принято выражать злость, гнев, раздражение, ревность и т.д. Как в вашей семье принято обходиться с агрессией? Что делать, если нарушаются личные границы? Если в вашей семье принято запрещать такие эмоции, нет экологичного способа проявить злость или ярость, то, скорее всего, у ребенка тоже заблокированы эти эмоции и он выражает себя так, как умеет.
Сейчас важно развивать эмоциональный интеллект вашего сына. Помогите ему осознать весь спектр эмоций, в том числе те, которые испытывает он в тот момент, когда так поступает. Научить его действовать иначе. Например, он может потопать ногами, покричать, побить игрушки или картонные коробки. Научите ребенка справляться с этим. Дайте ребенку целый арсенал возможных реакций, для того чтобы у него нашелся способ проявить свою эмоцию в любой жизненной ситуации.
Важно не наказывать ребенка, не кричать на него, не бить его в ответ. Иначе получается, что родители могут быть его, а он собачку нет. Из этого следует, что ценность жизни ребенка гораздо ниже, чем жизнь дворового пса или любимой кошки. Если в семье есть хотя бы какой-то вид насилия, в том числе шлепки по попе, подзатыльники и т.д., то от этого срочно нужно отказаться. Разрешайте ребенку говорить вам «нет», не соглашаться с вами, отстаивать свою точку зрения и другими способами защищать свои личные границы, в том числе и свою территорию. Например, не разрешать гостям пользоваться его игрушками.
психолог сайта «Я — родитель»