Здравствуйте! У меня нет больших проблем с ребёнком, он отлично учится, ходит на кружки, иногда помогает мне по дому. Но в последнее время я не могу контролировать его, не понимаю причин поступков. Мой ребёнок почти всегда врет, без причины, по любому вопросу. Он ничего не боится, даже самой страшно! Ни наказания, ни уговоры, ни подкуп, ничего не действует на него. Если мне что-то нужно, я этого не получу, если не буду стоять рядом. У меня двое детей, ещё младшая дочь. И если я ухожу на работу, а они остались вдвоём, то ни порядка, ни занятий, ничего не сдвинется с места. Подскажите пожалуйста! Я люблю своих детей, пытаюсь воспитать в них сочувствие, взаимопомощь, любовь.
Здравствуйте, Дарья!
У детской лжи бывают самые разные причины: от буйной фантазии и неспособности в силу возраста и психической незрелости различать правду и вымысел (такие дети врут, а точнее - фантазируют совершенно искренне) до симптомов внутрисемейных проблем, помноженных на кризис взросления, ростом ответственности. Часто детская ложь играет роль бессознательного протеста: если жизнь ребенка чрезмерно зарегулирована, если для спонтанности, собственных желаний и активности не по расписанию не остается места, ребенок может начать обманывать - "перетягивать одеяло на себя", чтобы вконец не утратить авторство собственной жизни. Чаще всего такие дети и сами не понимают, почему обманывают - это импульсивные поступки. Продиктовано это тем, что у человека есть сильная потребность в том, чтобы самостоятельно управлять своей жизнью, - пусть даже не совсем правильно, но самому. Если этого не происходит или недостаточно, возникает клинч: ребенок начинает делать то, что идет вразрез с правилами, предъявляемыми ему семьей и школой.
Чтобы исправить эту ситуацию, не нужно отпускать ребенка в "свободное плавание" - тут, как и во всем, нужна мера. Но совершенно точно нужно помочь ребенку почувствовать себя не только участником, но и автором, и "рулевым" тех процессов, в которые он включен. Пусть он сам, с минимальными вашими корректировками, но под вашим наблюдением составит распорядок дня, например. Начните с его фантазий: что бы он хотел делать в течение дня, какой распорядок дня он видит для себя идеальным? Не исходите из возможностей - просто играйте, фантазируйте. Так ваш сын и вы узнаете об истинных желаниях и потребностях ребенка. На следующем этапе вы поймете, как их можно реализовать в реальности. Возьмите второй лист бумаги, и начинайте переводить фантазии в реальность - какие активности и направления в учебе или периоды ничегонеделания - прогулок или мечтаний в одиночестве, вы можете включить в повседневное расписание. Что можно включить в план на каникулы. Вообще чаще советуйтесь с ребенком, планируя совместные дела или отдых, пореже ставьте его перед фактом. То же самое касается выбора еды, одежды - берите его с собой в магазины, доверьте ему выбирать то, что ему самому нужно. Возможно, поначалу он будет в растерянности - в том случае, если нет привычки осознавать свои потребности и действовать в соответствии с ними. Но чем раньше ребенок выработает этот навык - тем лучше. Только осознанность и добровольное принятие своих собственных решений приводит к ответственному поведению. Нам сложно или вообще невозможно отвечать за то, на что мы не "подписывались", что не является нашим решением и обязательством. Помогите ребенку выработать свои обязательства или присвоить ваши, прийти к осознанному желанию им следовать. Ведь стоять рядом с ним всю жизнь вы не сможете, и, как вы верно отметили, наказания, уговоры и подкуп тут не работают. Только добровольно и сознательно принятые обязательства, желательно тех, автором которых является он сам. Также детская ложь бывает симптомом напряженных отношений в семье, проблем, связанных с разводом или переездом, сменой учебного заведения, болезнью или утратой близкого человека. В этом случае нужно уделять ребенку больше внимания и заботы, чтобы он чувствовал себя защищенным, и проблема сама уйдет, когда он снова почувствует себя более устойчиво.
Психолог Портала «Я – родитель»