Моя ученица не разговаривает со взрослыми

17.02.2020

Скажите, пожалуйста, у меня есть в 5 классе девочка, которая не разговаривает со взрослыми с детского сада. Интеллект сохранен, с одноклассниками она разговаривает очень тихо, мама не предпринимала каких-либо существенных мер по решению этой проблемы. Что мне делать? Как разговорить ребенка? Страдает успеваемость, работает только письменно, устно не читает, не отвечает.

Лилия

Лилия, здравствуйте.

Вы можете инициировать медико-педагогическую комиссию, если ребенок не справляется со школьной программой. Можете пообщаться с мамой ребенка и дать рекомендации о том, куда стоит обратиться, как помочь ребенку. Например, на нашем Портале она может найти список бесплатных служб психологической помощи - https://www.ya-roditel.ru/map/ Можете обратиться за помощью к штатному школьному психологу, если такая единица в расписании есть.

Но разговорить не можете. Такому ребенку нужна квалифицированная помощь специалиста. Если у девочки есть расстройства, то этим должен заниматься психиатр. Но по закону врач не имеет права лечить принудительно без решения суда или опасности для здоровья пациента или окружающим. И тогда снова важно подключить к проблеме маму. А также, нужна помощь детского психолога, который будет работать не только с ребенком, но и с его родителями. Только при комплексном подходе есть шанс что-то изменить.

Как вести себя с таким ребенком? Старайтесь проявлять уважение к чувствам ребенка. Такие дети особенно нуждаются в ощущении безопасности, в доверии. При малейшем давлении ребенок как бы травмируется повторно. Как если бы ребенку кто-то давил на больную мозоль.

Можно попробовать поговорить с ребенком на бумаге. Сначала стоить спросить что-то совсем отрешенное, например, не дует ли ей. Потом постепенно входить в контакт, если ребенок это позволит. Например, сделать ритуалом вашу записку с вопросом, как она спала сегодня. И не торопитесь, пусть ей станет комфортно. Такие дети часто боязливы и недоверчивы. Малейшее неаккуратное движение может прервать контакт навсегда. И наоборот – создать такую дружбу, которая протянется на всю жизнь.

Еще можно не спрашивать совсем ни о чем, а выстроить контакт опосредованно. Например, через совместное дело. Вы можете попросить девочку помочь вам с плакатом на 23 февраля или пересадить цветы. Что-то, что поможет вам провести время вместе и молча. Главное, чтобы было интересно вам обеим.

Но в любом случае, только мама принимает решения. А значит, основные ваши усилия стоит направить именно на то, чтобы помочь маме осознать проблему и найти решение для нее.

Ольга Дорохова
психолог сайта «Я — родитель»
Вернуться назад