На моего ребенка поступают жалобы, что он нарушает дисциплину. Как понять причину такого поведения?

25.09.2023

Сыну 8 лет. Помимо школы занимается танцами, рисованием, робототехникой (занятия ему нравятся, бросать не хочет ничего, не могу сказать, что к вечеру выдыхается, наоборот, полон сил). 


Перешли во 2 класс, сменился учитель (предыдущий уехал), дисциплины в классе нет совсем. На моего ребенка постоянно поступают жалобы, что он разговаривает на уроках. Задания он выполняет быстрее всех (это со слов учителя), рисует на уроке (это нам разрешал учитель еще в 1 классе, новый учитель тоже разрешила) и начинает разговаривать. 

На переменах танцует, сегодня кувыркался. Жалобы почти каждый день. Причем в саду и 1 классе такого не было. 

Я работаю, он после школы или с бабушкой, или один дома, обедает, отдыхает, делает уроки, потом доп.занятия. Вечером всегда вместе ужинаем, спрашиваю о том, как прошел день, гуляем вместе, вечером стараюсь почитать (любят с младшей сестрой, когда им читаю). Выходные проводим вместе: гуляем в лесу, куда-то ходим - кино, театр, кафе. Как понять причину такого поведения? Я понимаю, что он привлекает внимание, я не понимаю - чье.


Здравствуйте!

У поведения вашего ребёнка может быть много причин. Замечаю, что в качестве гипотезы вы рассматриваете привлечение внимания. Такой вариант, действительно, возможен.

Ребёнок может привлекать ваше внимание. Однако если вы проводите достаточно времени вместе, если вы включены в общение с ребёнком, если разговариваете на простые, лёгкие темы, интересуетесь жизнью ребёнка, можете и пошутить, и подурачиться, то вашего внимания ребёнку вполне возможно, что хватает. Иначе бы вы наблюдали волнующее вас поведение и дома, рядом с вами.

Ребёнок может привлекать внимание одноклассников. В 8 лет это вполне естественно, а экспрессивное поведение часто помогает реализовать подобную задачу. В этом плане можно поговорить с ребёнком о том, как устроено его общение с друзьями: с кем дружит, кто нравится, а кто нет, с кем интересно, а с кем нет, кому хочет понравиться и как этого добивается, кого боится и почему, как другие дети выстраивают отношения, за что он получает похвалу и признание от одноклассников, а в каких ситуациях ощущает себя растерянным и одиноким.

Потребность во внимании нормальна, это одно из базовых желаний у людей. Вопрос лишь в способе его получать. При корректировке поведения имеет смысл делать акцент именно на способ, признавая важность принятия другими.

Однако в вашем случае у ребёнка могут быть и иные причины для его поведения. Например, насколько я поняла, ребёнок стал вести себя хуже после смены учителя. И отсутствие дисциплины в классе, о котором вы пишете, говорит о том, что «плохо» себя ведёт не только ваш мальчик.

Ответственность за поддержание дисциплины в классе лежит в первую очередь на учителе, особенно в начальной и средней школе. Это непростая задача, многим педагогам тяжело даётся поиск подходов к детям, не все способны быстро заинтересовать обучением и наладить взаимодействие с ребятами. Как правило, на это нужно время.

Плюс, если ваш ребёнок быстрее других справляется со школьными заданиями, то после их завершения, пока остальной класс ещё работает, ему может стать скучно. А со скукой каждый человек справляется по-своему. В этом случае со стороны учителя могут быть предприняты шаги, чтобы занять вашего ребёнка чем-то ещё. А с вашей стороны – можно обсудить, чем ребёнок может себе помочь, чтобы не прыгать по классу и не мешать одноклассникам.

Вы не несёте стопроцентную ответственность за то, как ребёнок ведёт себя в школе. Это нужно помнить. В ваших силах лишь поддерживать его интерес к обучению, косвенно укреплять авторитет учителя (высвечивая его роль, его значимость, положительные стороны, интерес к предмету) и предлагать разные способы совладания с состояниями, например, со скукой или раздражением.

Желаю вам удачи! Всего доброго.

Лилия Серёгина
Психолог Портала «Я – родитель»
Вернуться назад