Здравствуйте. Понимаю, что есть желание как-то очень бережно и "правильно" воспитывать. Но в погоне за "нормой" теряется сама жизнь. Отношения становятся "стерильными". В них теряется возможность быть неправильным, не таким и так далее. Рядом с идеальным родителем страшно ошибиться, страшно несоответствовать, страшно быть собой. Поэтому одно дело - рекомендации в книгах и статьях, а другое - это наша личная внутренняя работа, эмоции и искренние переживания.
Кроме того, нами руководят потребности. Их тоже важно замечать и учиться разными способами управлять ими. Так, например, важно то, какая потребность руководит вашим ребёнком, когда она общается с детьми в этой "плохой" компании. Иными словами - что ей это даёт? Например, если в семье есть чёткая иерархия, последнее слово всегда за старшим, у ребёнка нет возможности выбора и нельзя быть несогласным с родителем, то такая компания может закрыть потребность в признании. И тогда важно снижать уровень требований, контроля, давать больше свободы и выбора.
Или, возможно, в семье нет места для злости и агрессии. И ребенок таким образом закрывает потребность в том, чтобы чувствовать и высвобождаться от энергии, которая формируется в злости. Или это про право быть собой: не соответствовать чьим-то ожиданиям, быть разной и так далее.
Наша психика гораздо сложнее, чем алгоритмы и правила. Поэтому знание психологии- это скорее про отправную точку, чем про гарантии хорошего воспитания, послушания и прочих ожиданий. Обратите внимание, что кричать на ребенка можно по-разному. Как и молчать. Можно ни разу не повысить голос, а ребенок будет в страхе. А можно кричать, а ребенок будет устойчив. Все потому, что результат зависит и от типа нервной системы самого ребёнка, и от поведения родителей, и от среды, и от множества других разных факторов.
Теперь про любовь. Обычно такой призыв (вы меня не любите) это про потребность в признании, заботе и/или способ манипуляции. Поэтому рекомендую:
1. Понаблюдать за тем, что получает ребенок, когда так говорит (может больше внимания, заботы, карманных денег или что-то другое).
2. Инициировать разговор, где вы сможете сверить языки любви. Они могут быть разными. И то, что для вас про любовь, ребенку может быть совсем о другом. Расскажите, что вы вкладываете, спросите, что ребенок ожидает, сверьтесь в том, насколько это возможно для вас обеих.
Ольга Дорохова
психолог сайта «Я — родитель»