Здравствуйте! Не знаю, что делать? Моего сына раздражает, что я ем, он начинает либо выгонять меня из квартиры, чтоб я ела в подъезде, а если я незаметно ем, и он увидел, начинает показывать свое возмущение, прыгать на диване или делать звук телевизора на всю мощь, может иногда биться головой о стол или кататься по полу. Что делать?
Елена, здравствуйте.
Я настоятельно рекомендую показать мальчика детскому неврологу. Если у ребенка есть некие особенности работы психики и если их нет, то так же стоит обратиться к психологу. Список бесплатных служб психологической помощи вы можете найти на нашем Портале -https://www.ya-roditel.ru/map/ Специалист поможет вам выдерживать личные границы, а ребенку расслабляться.
В целом стратегия поведения такая:
Для начала стоит вспомнить, что взрослая вы, а значит именно вы должны быть в ведущей позиции, а ребенок – в ведомой. Не наоборот. Взрослый учит ребенка навыкам самообслуживания и правилам поведения в обществе. По сути, единственное, чему должен научить родитель ребенка - это быть взрослым. Теперь представьте себе социум, в котором нормально выгонять мать есть в подъезд. Получилось? Думаю, нет. Тогда в этом месте стоит ввести правило и строго его придерживаться. Для этого вспомним, что такое личные границы. Это грань между «мое» и «чужое». Рот ваш, еда ваша, квартира ваша. Вы вправе есть в пределах своего дома. Каждый человек отвечает только за свои чувства и мысли. Ваш ребенок может огрочиться, обидеться, разозлиться и т.д. Вы не несете ответственность за его чувства. Но, я понимаю, что для сохранения баланса в отношения нужно проявлять уважение друг к другу (не пытаться удовлетворить другого, а именно проявить уважение). И тогда это поле для договоренностей. Например: «Я вижу, что ты злишься. Но я буду есть. Ты можешь пока побыть в комнате или погулять. Я не против. Но есть я буду». Не извиняйтесь, не объясняйтесь. Только четкое изложение своей позиции.
И, конечно, хорошо бы понять, что именно раздражает. Какую эмоцию он так ярко проживает. Если контакт с ребенком есть, обсудите это, помогите ему найти другой способ справиться с эмоцией.
Когда он бьется головой и катается по полу, не стыдите, не обвиняйте и не манипулируйте. Сначала осмотритесь. Нет ли опасности. Если ребенок может продолжать это делать без вреда для здоровья, вернитесь к себе. Как вы себя чувствуете сейчас. Старайтесь дышать животом, вдох носом и выдох ртом. Если сил нет, выйдете из комнаты. Восстановите отношения, когда ребенок успокоится сам. Если силы есть, то обратите внимание, как вы взаимодействуете в пространстве (можно опуститься на пол тоже или отойти). Поищите комфорт. Затем присоединитесь (называйте то, что происходит, зеркальте движения ребенка, например тоже стучите ладонью по полу и говорите: «Ты бьешься головой о стену»). Не давайте оценок, своего мнения, не пытайтесь прекратить это и т.д. Только присутствие. Можно молчать, а просто быть рядом. И потом, когда все утихнет. Обсудите, как еще можно было вам сказать о своем недовольстве, как вы в этом себя чувствуете и т.д.
Ваша задача – установить правила и твердой, но не жесткой рукой его удерживать. Да, ребенок будет сопротивляться и проживать разочарование. Так бывает. Это нормально. Вы все еще рядом и любите его. Ему придется прожить этот момент и научиться договариваться с вами.
психолог сайта «Я — родитель»