Ребенок всего боится, прижимается ко мне

22.04.2021

Здравствуйте. Я бабушка. Моя маленькая внучка 4 месяца назад потеряла маму. Ребёнок родился недоношенным в 5 с половиной месяцев беременности, 9 минут после рождения она не дышала. Долгие месяцы в инкубаторе, ещё дважды останавливалось сердечко, но она выжила. Развивалась немного с отставанием. Но ею никто и не занимался. Когда ребёнку исполнился год, ее мама умерла. После долгих скандалов с родственниками, ребёнок остался в нашей семье. Пока ещё не утряслись все формальности. Мой сын не был занесён отцом ребёнка. Все эти месяцы нас контролируют и проверяют, но слава Богу, ребёнка не отняли. На следующий неделе будут делать ДНК тест. Надеюсь, потом уже мы перестанем бояться, что её у нас отнимут. Девочка живёт на два дома: у нас, бабушки с дедушкой, 53 и 56 лет, и у моей старшей дочери, ей 36, у неё семья и двое детей. Обе семьи обеспечены, у девочки все есть: здоровая пища, все игрушки и книги для её возраста. Мы очень много с ней занимаемся. За 4 месяца она очень многому научилась. Если в год она умела только поворачивается с боку на бок, сейчас она самостоятельно может пройти до 15 шагов. Говорит некоторые слова, она очень живой и подвижный ребёнок. Мой вопрос вот о чем. Ребенок всего боится. Боится некоторых игрушек. Боится людей. Когда она у нас, то мне нельзя отойти ни на полшага. Если я сяду на пол, она может передвигаться по дому. Если встану, плачет. То же самое, когда она у мой дочери. Но там она может оставаться ещё со старшей внучкой в комнате, ей 12 лет. Девочка все ещё очень маленькая: 74 см и весит не больше 7.5 кг. Иногда её забирает к себе мой сын на ночь или на две. Она его очень любит. Он остался ещё с её прошлой жизни. Даже если они с её мамой не жили, он регулярно был там. Когда она лежала в инкубаторе, он один сидел возле неё столько времени, сколько позволяли ему. Когда она возвращается от него, то вообще не узнаваема. Трясётся, нервничает. Лишь на следующий день успокаивается. Сын в последний раз видел её состояние, говорит, больше не будет её забирать. Будет общаться с ней у нас. Мы думали, через пару месяцев отдадим её в сад для малышей, чтобы она училась общаться с детьми, но мне страшно и подумать, как она будет на это реагировать. Мы все любим её и постоянно показываем ей это. Никогда не оставляем одну в комнате. Но что же делать с её страхом. Она так всегда прижимается, как будто хочет влезть в меня. Мне её так жалко, мне бы так хотелось ей помочь. Мы готовы проходить все обследования и все терапии, которые будут нужны. Она иногда подолгу смотрит в одно место и напрягается вся. Возможно, это ранние признаки эпилепсии. На следующей неделе будем проходить обследование.


Здравствуйте!

Вы совершенно правы: то, что пережил ребёнок, не могло не сказаться на её здоровье, как физическом, так и психологическом.

Я уверена, что вы и так регулярно наблюдаетесь у врачей. Но всё же не могу не рекомендовать посещать невролога, чтобы вовремя замечать какие-то симптомы и купировать их.

Кроме того, имеет смысл посещать детского психолога. Причём, возможно, будет полезно участвовать в так называемых группах раннего развития, если они есть в вашем городе: там, где собираются мамы с малышами, и занятия проходят в групповом формате. Для девочки это будет той самой социализацией, но максимально мягкой, потому что вы будете рядом.

Важно следить, как девочка реагирует на новые места и новых людей, успокаивает её, быть рядом, выдерживать сильные эмоции. Чем больше вы ориентируетесь на малышку, тем проще ей будет привыкать к новому миру.

И это, на самом деле, ключевой момент. Потому что, возможно, ребёнок пережил раннюю травматизацию. Травмы развития – это то, что появляется в отношениях с заботящимися взрослыми из-за дефицита близкого контакта, поддержки, неблагоприятных условий беременности, сложных родов.

Но при всём этом помните, пожалуйста, что психика ребёнка очень гибкая. Это позволяет девочке дополучить от вас то, что было упущено на самых ранних этапах развития.

То поведение, что вы описываете: что девочка тянется к вам, прижимается, как будто хочет залезть, - естественный механизм привязанности, который сейчас активизируется, чтобы добрать то, что не было получено раньше.

Чем больше заботы, защиты, внимания и поддержки вы даёте сейчас, ты крепче становится психика, тем легче будет ребёнку просто жить. Это интересный парадокс: чем ближе, стабильнее, отзывчивее мы в сторону ребёнка в раннем возрасте (до 3 лет), тем более самостоятельным он будет в более старшем возрасте. Это как сосуд: вы питаете его сейчас своей любовью, а после он останется наполненным на протяжении всей жизни.

То, что девочка прижимается к вам, говорит о том, что вы ей очень нужны. И имеет смысл давать ей «себя», создавать опору, на которую она всегда может рассчитывать. Это залог того, чтобы постепенно такое поведение шло на спад. Но потребуется время, к этому тоже стоит быть готовой.

Плюс, кроме работы с детским психологом, можно дома делать совместно с ребёнком телесные практики. В раннем возрасте они имеют огромный эффект, ребёнок ещё живёт «телом», не «головой», реагирует на всё телесно.

Поэтому массажики, объятия в течение дня, утром, перед сном, погладить по голове или по спинке, просто дотронуться, проходя мимо, - всё это «напитывает силой»: даёт малышке ощущение спокойствия, безопасности, замеченности вами.

Для ребёнка сейчас очень важно иметь много поддержки во всём буквально, тёплого и устойчивого взрослого рядом, физический контакт, время, когда слушают и смотрят только на неё, когда разговаривают с ней, вместе играют, выдерживают разные проявления.

Это как будто простые и очень понятные вещи, вы вряд ли сейчас читаете что-то, что до этого не понимали, но это правда самое важное, это то, что работает. В таком близком контакте, в слиянии вы словно «донашиваете» ребёнка, восполняете то, что было упущено ранее. И это можно сделать. Ваша отзывчивость на сигналы ребёнка даст огромные плоды в будущем.

И я не могу не отметить то, что ещё читается в вашем сообщении – огромная тревога. Тревога за то, как сейчас чувствует себя ребёнок, как она развивается, что с ней происходит, что ждёт её дальше, как сделать так, чтобы дать ей максимум и самого лучшего, как помочь, защитить, уберечь. Это очень естественное переживание в вашей ситуации. Любой живой человек с сердцем на вашем месте чувствовал бы себя так же. Мы не можем совершенно равнодушно относиться к тем, кто в таком маленьком возрасте уже перенёс много сложностей и боли, даже не понимания этого, будучи полностью зависимыми от тех, кто не смог быть взрослым и позаботиться.

Пожалуйста, будьте аккуратны и бережны к себе в этом состоянии. Ваша тревога – это то, что вызывает много напряжения и тратит ваши силы, которые нужны девочке. Плюс, малышка «считывает» её, это особенность всех маленьких детей, заложенная эволюцией – они ориентируются на то, в каком состоянии находится заботящийся о них взрослый. А потому ваше напряжение может передаваться малышке.

Позаботьтесь о себе. Подумайте, что вас успокаивает, что даёт ощущение опоры, «почвы под ногами»: какие действия, какие занятия, какая музыка, какие мысли, общение с каким человеком. Чем лучше вы себя чувствуете, тем лучше будет ребёнку, тем больше вы сможете дать. Без этого никак нельзя обойтись: нельзя обходить стороной своё состояние и отдавать-отдавать-отдавать, обязательно нужно по-доброму и внимательно относиться к себе. Тогда вы будете спокойнее, у вас хватит ресурсов на очень многие вещи. Это не эгоизм и не блажь, это залог счастья вашей новой семьи.

И конечно, тревога – это как пелена перед глазами. Она мешает нам воспринимать реальность, окрашивает всё в тёмные тона. А для девочки очень важно, чтобы вы смотрели на неё глазами любящего человека, который видит не только её уязвимость и ранимость, но и её силу, её потенциал, её уникальность, её смелость, её красоту, её будущую хорошую, счастливую жизнь.

Потому что, учитывая, через что прошёл ребёнок в таком маленьком возрасте, бояться всего сейчас для неё нормально. И это не значит, что так будет всегда.

В завершение хочу поделиться с вами одной практикой, которая может поддержать и вас, и ребёнка.

В тот момент, когда вы будете делать что-то вместе с девочкой: рисовать, лепить, строить что-то из конструктора, попробуйте, подстраиваясь под то, что она делает, проговаривать про себя: «Я знаю, тебе сложно. Я с тобой. В нашей семье были сложности, но у тебя была мама, она дала тебе жизнь. Это было – ради тебя. Твой папа есть - для тебя. Я здесь сейчас – для тебя. Весь твой род, вся наша история – для тебя. Мы даём тебе силу».

Это очень примерный текст, вы можете сочинять какие угодно фразы, их задача – быть про силу рода, на которую можно опереться, про то, что девочка здесь не одна, и много людей много лет до неё делали всё, чтобы однажды именно она появилась на свет. Не нужно ничего говорить вслух, достаточно думать об этом, и техника будет иметь эффект.

Всего вам доброго.

 

Лилия Серёгина
Психолог Портала «Я – родитель»
Вернуться назад