Учитель перед всем классом заставил сына признаваться в воровстве

28.02.2021

Добрый день. Ребенок взял найденную в школе чужую вещь, учителю не смог признаться. Вернуть не успел, так как ее кто-то забрал. Ранее никогда ничего не брал чужого. Учитель перед всем классом заставил признаваться, что украл и заставлял сказать, где эта вещь. Ребенок в классе не смог сказать ни слова. 


Как вести себя нам родителям с ребенком? Мы поговорили с ребенком, он объясняет, что думал, что эта вещь принадлежит другому однокласснику, хотел ему передать, потом выяснил, что это не известно чья вещь и хотел передать учителю, но ее уже кто-то забрал.


Здравствуйте. Я всегда рекомендую верить своему ребёнку и быть на его стороне, даже если вы заведомо знаете, что он врёт. Так у детей формируется понимание, что родители - это опора и надёжный тыл, что ошибаются все, и главное - что это можно исправить. А в данной ситуации даже нет оснований не верить ребенку. Поэтому настаиваю на оказании поддержки. В чем это может выражаться? Ну, начнём с того, что в нашей стране есть презумпция невиновности. А учитель её нарушил. И автоматически в этой ситуации появляется ещё одна пострадавшая сторона (кроме хозяина той самой вещи) - это ваш ребёнок. То, что сделал учитель неприемлемо. Поэтому первое - важно вывести конфликт на уровень взрослых. Точнее он уже выведен, как только учитель вмешался в ситуацию и повел себя столь негуманно. Но теперь важно защитить права ребёнка и потребовать у учителя извинений перед вашим ребёнком. Таких же публичных, как было у вашего сына. Он (учитель) должен объяснить, что поторопился с выводами и вор - это тот, чья вина доказана, а не тот, кто просто взял чужое. 


Второе, и, пожалуй, самое важное для вашего ребёнка - помочь ему прожить эмоции, которые возникли в ответ на всю эту ситуацию. Предполагаю, что там есть страх, стыд, грусть, злость. Например, то, что ваш ребёнок не смог сказать ни слова в школе говорит о страхе, который абсолютно нормален. Он сковывает и обездвиживает, как животное, которое замирает при виде хищника. Помогайте дышать (дышите сами чуть явнее, чем обычно) и двигаться (держите ребенка за руку, положите руку между лопаток, растирайте спину, предплечья, ладони и т.д.). Важно вернуть ощущения в теле. Это можно делать, когда ребёнок вспоминает эту ситуацию. 

Если ребёнок не находит злости, важно ему помочь. Злость - это эмоция, которая возникает для защиты. Мы кричим, топаем и машем руками, чтобы "отвести" от себя опасность. Пусть ругается на учителя или как-то ещё проживает злость. Это не даст стрессу "законсервироваться". Если страшно предъявлять свои чувства учителю в лицо, пусть делает это дома. Не стыдите и не ругайте. Это способ вывести психику в безопасность. И так все эмоции нужно найти у мальчика, дать им свободу. А главное - объяснить, что то, что он чувствует - это нормально. Можно вместе подумать, что ему поможет прожить эти чувства (побить подушку, покричать или поплакать, например). Если ребёнок не знает, чем ему помочь, предлагайте свои варианты. Не настаивайте, не заставляйте, не смейтесь и не обесценивайте чувства, а предлагайте и будьте рядом. Важно дать понимание, что вы рядом и готовы поддержать.

Ольга Дорохова
психолог сайта «Я — родитель»
Вернуться назад