Мой сын учится в 4 классе. В детском саду был очень умным и воспитанным ребенком. Все тесты в детском саду сдал на отлично. Как только пошел в школу, перестал заниматься учебой, не хочет ни читать, ни писать. В школе на уроках считает ворон. Как его замотивировать на учебу?
Добрый день!
На мотивацию к обучению влияет множество факторов.
Насколько ребёнку комфортно в школе. Есть ли у него там круг друзей. Нет ли ситуаций травли, напряжения. Может ли он расслабиться и погрузиться в предмет. Насколько поддерживают учителя, насколько хорошо, интересно они доносят материал (замотивировать на получение знаний – это дело и учителей).
Насколько дома развита культура обучения. Учитесь ли вы сами, читаете ли книги, обсуждаете ли что-то новое, восторгаетесь ли миром, стремитесь ли его исследовать. Ваш пример говорит ребёнку гораздо больше, чем слова.
Насколько в семье ребёнка принимают любым, уважают его желания и право выбора. Часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда ребёнка до школы водили во множество кружков и секций, максимально занимали. И, попав в школу, он вдруг понимает, что просто устал, что ничего не интересно, не трогает, не нравится. Даже не совсем понимает, что это такое «нравится», есть только «надо». И этому «надо» изо всех сил хочется противостоять.
В последнем случае вы можете медленно, тактично расспрашивать ребёнка о его интересах, что его увлекает, чем он любит заниматься в свободное время. И строить мотивацию к обучению на основе его интересов. К примеру, нравятся компьютеры: какие предметы нужны, чтобы в них разбираться, как может помочь алгебра, физика. Нравятся животные: углубляемся в биологию, естествознание, смотрим всё, что говорит о животном мире.
Попробуйте пойти здесь от ребёнка. Не вести его за руку в страну знаний, причём насильно, «иначе в жизни пропадёшь». А открыть перед ним множество дверей этих знаний: рассказывать интересные факты, увлекать, гореть самой, узнавая что-то, ходить в экспериментариумы, музеи, где можно потрогать что-то руками, попробовать. Покажите, что мир интересен, и в нём сын сам может выбрать, что ему нравится. И посмотрите, куда он пойдёт, что откликнется.
И при этом данные рекомендации сразу могут не сработать. Потому что, вполне вероятно, ваш сын устал от гонки, принуждения, необходимости что-то делать. Возможно, ему сейчас нужна пауза, покой, ваше понимание и тепло. Возможно, ему нужно почувствовать, что вы рядом, даже если он учится плохо. Вы можете переживать за это, говорить об этом прямо, быть недовольной, но при этом всё равно оставаться рядом, на его стороне, готовой помочь. Не отворачиваться, не покидать, не катастрофизировать, не переставать любить. А помогать справиться, найти что-то увлекательное. Часто именно это оказывается ключом к детскому сердцу, первым шагом к тому, чтобы ребёнок почувствовал себя хозяином жизни и пошёл искать свою дорогу.
Попробуйте немного сменить свою позицию и показать её ребёнку. Он не обязан учиться на пять по всем предметам. Но вам важно, чтобы он нашёл себя в жизни, чтобы был счастлив. Поэтому вы готовы помочь ему с его собственными интересами, сложностями, показать, насколько интересным может быть обучение, что оно открывает, зачем нужно. Покажите, что учёба – это не просто «обязаловка». Что в мире она открывает совсем другой способ жить.
Психолог Портала «Я – родитель»