Ребёнок плачет при передаче от одной бабушки к другой

26.02.2020

Здравствуйте. Ребенка стали рано отдавать одной бабушке на выходные, второй, когда ребенку исполнился год. В общем, на выходных ребенок гостит вначале у одной бабушки, потом она отдает его второй бабушке. При передачи, ребёнок начинает плакать, но буквально 5 минут, потом уже весело играет у второй бабушки. Бабушка 1 же утверждает, что ребенок не хочет идти к другой, как он на неё прям смотрит (на бабушку 1), с тоской в глазах, и что она его прям предаёт, отдавая 2ой бабушке. Но ребенка там ожидают, чуть строже с ним ведут себя, когда он капризничает, так же жалеют, если ударился, и играют. По мнению первой бабушки, её он любит больше, а вторая бабушка такая прям плохая, вот он к ней и не хочет идти. Но повторюсь, ко второй бабушке он так же просится на ручки, хвастается новыми игрушками, плачет только в момент передачи. В чём может быть причина? И что бы вы посоветовали? Может ли 1 бабушка настраивать ребенка против 2ой или пугать его, например, сейчас тебя там будут обижать? Хотелось бы услышать ваше мнение. Спасибо.

Ольга

Ольга, здравствуйте.

По поведению ребёнка в таком раннем возрасте сложно сказать, настраивают ли его против кого-то или нет. Такое может быть, и тогда это только подливает масло в огонь. А может и нет.

Потому что пятиминутный плач в ситуации расставания с кем-то любимым – это вполне нормальная ситуация. Вероятно, у первой бабушки малышу было хорошо, его там любят. А прощаться с чем-то приятным даже взрослым тяжело. Только вот мы можем сказать, что нам грустно, что мы будем ждать встречи и т.п. А малыш пока только учится миру чувств и способам их выражения (благодаря вам и на вашем примере), поэтому свой внутренний дискомфорт (а грусть – это не очень лёгкое чувство) он выражает единственным доступным ему сейчас способом – плачем.

И это не значит, что у второй бабушки ему хуже. Разумная строгость – это границы в воспитании, если они выстраиваются с объяснениями, заботой и поддержкой переживаний, то для ребёнка это будет надёжной опорой и снизит тревожность.

Другая причина слёз может крыться в перевозбуждении. Работу этого механизма можно часто встретить в детских клубах с несбалансированной нагрузкой. Ревущие чуть ли не до рвоты дети при покидании клуба – далеко не всегда признак, что им очень жалко уходить с занятий. Детская нервная система очень чувствительна к перегрузкам. И если стимулов за короткое время было очень много, мозгу нужно сбросить напряжение.

И мы получаем ребёнка, который истерит не из-за грусти, а потому что смертельно устал, истощился на занятиях.

Поэтому я бы не сказала, что слёзы при передаче ребёнка – это знак, что бабушка №1 – идеал, а бабушка №2 – плохая и никому не нужна. Здесь достаточно много факторов. Ребёнок не кукла, внутри него уже кипят разные эмоции и чувства. Все они нормальные. Хорошо, что он их выражает, учится с ними взаимодействовать и познаёт себя.

В вашей истории есть два важный момента.

1. Как вы реагируете на слёзы.

Как я сказала, расставаться – это грустно. То, как мы будем во взрослом возрасте переживать это чувство, насколько сможем его выдерживать (и не уходить в трудоголизм, не заедать, не запивать), зависит от нашей детской истории.

Сейчас ваш малыш учится прощаться и как-то обходиться с грустью. Его мозг ещё очень незрел. Он не умеет смотреть вперёд, не может предугадывать будущее. Сейчас у него есть только его «хорошо», которое вдруг заканчивается.

И в этот момент очень важна поддержка взрослых. Не ругать за слёзы, не причитать вместе с ребёнком, мол, ах какой кошмар, не делать глаза полные ужаса. А методично рассказывать ребёнку, что именно сейчас с ним происходит и что ждёт его дальше.

К примеру: «Я вижу, тебе очень грустно прощаться. Понимаю тебя, мне тоже грустно. Сейчас ты поедешь к …, а там вы будете делать… Будет весело, тебе обязательно понравится». Желательно чтобы это говорила хотя бы какая-то одна бабушка.

Таким образом вы делаете любое чувство переносимым для ребёнка, развиваете его эмоциональный интеллект. В будущем ему это очень пригодится. Да и в моменты разочарований сейчас сгладит накал страстей.

2. Оградить ребёнка от взрослых разборок.

В вашем письме сквозит история про неприязнь между бабушками. И вот на это стоит обратить внимание.

Возможно, бабушке 1 обидно и тоже грустно прощаться с внуком. Возможно, через обесценивание второй бабушки она чувствует своё превосходство и что ребёнок гораздо больше любит её.

Но всё это – её личные внутренние процессы. На ребёнка они выливаться не должны.

Крайне желательно не делать ребёнка разменной монетой в семейных разборках. От этого его жизнь счастливее не станет. Он будет плакать ещё сильнее, потому что будет чувствовать напряжение взрослых. Бабушка №1 будет манипулировать и дальше, потому что так, возможно, она показывает свою силу и принижает вклад второй бабушки в развитие ребёнка.

Попробуйте поговорить с двумя бабушками. И объяснить ситуацию. Что каждая из бабушек – очень хорошая и любимая. Что ребёнок тянется и к одной, и к другой. Что слёзы при расставании – это нормально, и давайте учиться на них правильно реагировать.

И что вы не хотите, чтобы ребёнок становился пешкой в выяснении отношений между взрослыми. Что вы оставляете малыша бабушкам и доверяете им. Ситуация, когда ребёнок становится очередной причиной поссориться или самоутвердиться, негативно скажется на его эмоциональном состоянии. Поэтому такое неприемлемо.

Желаю вам удачи.

Лилия Серёгина
Психолог Портала «Я – родитель»
Вернуться назад