Регресс в развитии ребенка

05.01.2020

Здравствуйте. Ребенок с рождения стоит на учете у невролога, были проблемы с сосудами головного мозга. В год сказали, что всё наладилось. Ребенок в год говорил несколько слов - папа, тетя, киса, баба, дядя. Показывал, где у него ножки, ушки, пальчики. Потом я заметила, что после болезни (как мне показалось) (обычная ОРВИ) он перестал говорить. На просьбу - скажи папа, просто молчит. Хотя всё понимает, просьбы - принеси игрушку или иди ко мне на ручки - выполняет. Тыкает пальчиком в книжку и спрашивает -ке? ( это у него означает - что это?). Зрительный контакт есть, детей других не избегает, на руки идет. Но перестал говорить то, что раньше говорил, не озвучивает, как мычит корова, хотя раньше озвучивал, только как собака гавкает, и то, это не ав-ав, а больше как мычание. Перестал показывать части тела, которые раньше показывал, но не всё - зубки по-прежнему показывает. Некоторые просьбы приходится повторять по несколько раз. Пока-пока машет, в ладушки не играет, пирамидку собирает, но не по порядку. Катает машинки, играет в мячик. Ложкой есть сам не хочет. Бросает её и показывает, чтоб я кормила его сама. Почему такой регресс в развитии речи, почему перестал показывать части тела? Подскажите, нормально ли это и что делать? Спасибо.

Ольга

Ольга, здравствуйте!

После перенесённого заболевания регресс в развитии может иметь место. С одной стороны, он логичен, потому что все силы организма уходят на выздоровление и восстановление, а не на развитие. А с другой, болеющий ребёнок получает максимум заботы и поддержки. Подчас в разы больше, чем обычно. И поняв это, неосознанно может попытаться сохранить такое положение дел (речь о так называемой вторичной выгоде от болезни).

Если ОРВИ случилась совсем недавно, вы можете подождать некоторое время. Старайтесь спокойно вновь обучить ребёнка ушедшим навыкам: говорить, собирать пирамидку в правильном порядке, играть в ладушки, показывать части тела. Важно при этом быть внимательной и стабильной в своём поведении.

Во время болезни ребёнок получает много вашего внимания и тепла. Если после выздоровления ваше участие в жизни ребёнка уменьшается, он стремится вернуть его привычным способом. Ведь было здорово и очень безопасно, когда вы находились рядом, окружали любовью и ничего не требовали от малыша.

Здесь ваша задача – быть максимально участливой, внимательной, тёплой к ребёнку вне зависимости от его состояния и поведения. Осуществлять функции защиты и заботы. Давать тактильный контакт: гладить по спинке, обнимать, делать массаж. И при этом постепенно настаивать на речи, усвоении новых навыков. Не становится холодной и отстранённой ни в случае вашей неудачи в выходе из регресса, ни в случае победы.

Ребёнок должен на практике прочувствовать, что вы останетесь рядом, как бы дальше дело ни повернулось. Не покинете. И для сохранения вашей близкой связи болеть необязательно.

При этом нельзя исключать органические процессы. Если регресс в поведении ребёнка сохраняется после болезни в течение долгого времени (3 недели), если ни один из утраченных навыков не начинает возвращаться (даже немного, постепенно) – имеет смысл проконсультировать очно у специалистов.

Это же можно сделать, если вы сами чувствуете, что ваша тревожность зашкаливает. Лучше подстраховаться и внутри быть спокойнее, чем сидеть несколько недель на ножах и дрожать. Все ваши эмоции передаются ребёнку. Он будет чувствовать, что мама нервничает, что с ним что-то не так. Такая обстановка развитию тоже не способствует. Формирование навыков и успешное созревание мозговых структур происходит только в спокойной атмосфере!

Из специалистов мы можете обратиться к неврологу, в первую очередь. После, при необходимости, к клиническому психологу. На нашем Портале можно найти адреса и контакты бесплатных психологических служб в вашем городе - https://www.ya-roditel.ru/map/.

Лилия Серёгина
Психолог Портала «Я – родитель»
Вернуться назад