Сын, играя, имитирует события из нашей взрослой жизни

01.11.2021

Здравствуйте. Сын, играя сам с собой, да и со сверстниками, постоянно имитирует события из нашей взрослой жизни. Например, мы строим дачу, вслух обсуждаем с мужем все особенности и проблемы. Сын строит свою "дачу" и дома, и на улице, привлекает друзей к этому процессу. 


Мне кажется его поведение странным... Он не играет в свои миры, события, не создает своих игровых ситуаций. Лишь повторяет взрослые. Часто заигрывается, забывает, что его "стройка" - это игра. Нормально ли это? Раньше он играл в пожарных, пилотов, строил лодки и корабли, играл в города и машины. А теперь дачу строит (возводит фундамент, протягивает электрику и копает септик)... Часто играет лёжа, как малыш. Меня беспокоит это.


Здравствуйте!

В игровой деятельности есть один интересный момент. Она нужна детям не только для развития воображения. Начиная примерно с 4 лет (плюс-минус) игра становится ведущей деятельностью ребёнка, потому что в её процессе развиваются самые важные психические процессы: память, мышление, восприятие, речь, внимание и т.д. При этом игра – это «волшебный» инструмент, который использует ребёнок для познания окружающего взрослого мира и последующей адаптации в нём.

А чтобы этот окружающий мир узнать, детям нужно его проиграть. Именно поэтому дети начинают играть в дочки-матери, магазин, аптеку, воспитателей в дет.саду… Так ребёнок познает социальный контакт, изучает пространство отношений, надевает на себя определённую роль и из неё «ощупывает» взрослый мир: как это – быть мамой, быть папой, быть продавцом или покупателем, быть строителем, врачом.

Необязательно создавать свои миры. То, что ребёнок проигрывает ситуации из вашей жизни, - норма. В контексте игры он учится вести себя тем или иным образом, берёт пример со значимых взрослых, то есть с вас.

Я понимаю ваше беспокойство. Однако, если основываться только на вашем описании, это вполне адекватное и соответствующе игровой функции пробование себя в тех видах деятельности, что сейчас находятся перед ребёнком. Вы решаете взрослые вопросы в реальном мире. Сын смотрит на вас и учится решать их же, но уже по-своему, в форме игры.

Если вас всё же что-то очень сильно тревожит, попробуйте приглядеться, что именно проигрывает ребёнок. Если в его сюжетах есть сложные моменты, которые могли бы указывать на наличие травмы, на это стоит обратить внимание. Психика ребёнка часто ищет исцеление через игру. Обычно это свойственно для детей более раннего возраста, однако и в 9 лет может оставаться в некоторых обстоятельствах.

Дети, которые пережили насилие, порой играют в него. Это «лечит», если рядом не находится других более сильных и соразмерных способов исцелить ребёнка.

Само по себе проигрывание деятельности взрослых не выходит за рамки нормы. Но если всё же захочется что-то с этим сделать, можно потихоньку присоединять ребёнка к своим обсуждениям, выборам, решениям. Не перекладывая на него ответственность, а спрашивая мнение: какого цвета лучше положить ламинат, какая плитка лучше подойдёт для ванной, рассказывать про специфику сухой и мокрой стяжки, быть может, даже водить на стройку, чтобы сын наблюдал за процессом. Это поможет ему ощущать себя более включенным в дела семьи, важным для вас, а значит, меньше фантазировать о том, за чем можно наблюдать и с чем можно взаимодействовать уже сейчас, в реальном мире. Такой подход точно укрепит ваш контакт с мальчиком и переориентирует ребёнка из мира воображения в инструментальную деятельность здесь и сейчас.

Желаю вам удачи!

Лилия Серёгина
Психолог Портала «Я – родитель»
Вернуться назад