Здравствуйте, совсем недавно ребенок стал общаться с нами, родителями, как маленький, т.е. словами ребенка, который только научился говорить, например, вместо "Хочу кашу" говорит "Хоцю касю", вместо "Можно машинку" - "Мозьно масиньку", хотя при этом с другими окружающими и младшим братом разговаривает нормально, не коверкая слова. Это настораживает. Непонятно, может проблемы в школе, может, таким образом, требует внимания... Подскажите, что делать и стоит ли беспокоиться по этому поводу.
Сергей, здравствуйте.
Такое поведение дети демонстрируют чаще всего в результате острой потребности во внимании. Предположу, что ваш младший ребенок говорит еще не очень хорошо, ваш старший сын видит это и копирует. Или помнит время, когда брат говорил хуже, зафиксировался на нем и теперь повторяет то поведение, как эффективное. То есть, его психика искала причину, по которой младшему ребенку достается больше внимания и времени и сделал заключение, что стоит просто копировать основные поведенческие паттерны и внимания будет больше.
Теоретически, была какая-то история, которая сейчас дает свой отклик. Например, вы говорили, что малыш маленький и ему нужна забота, а ты (старший сын) уже большой и справишься сам. И теперь, когда ему нужна поддержка, он впадает в состояние малыша.
Возможно, объективно это не так (вы равномерно распределяете внимание между детьми), но субъективно ребенку может казаться совсем иначе. Кроме того, предположу, что ребенок пошел в первый класс, это достаточно серьезный стресс, и психика ищет способы борьбы с ним.
В любом случае, если говорит он так только с родителями, значит послание адресовано именно им. Ребенок просит о помощи. Ваша задача не акцентировать внимание на этом поведении (не поощряйте, не высмеивайте, не стыдите и не наказывайте), а зеркальте и учите иначе добиваться желаемого. Например, можете говорить: «Сынок, ты говоришь, как маленький, чтобы я тебе помог? Ты можешь говорить об этом прямо». Чаще обнимайте, говорите, что любите, проявляйте интерес не только к успехам, но и к личности самого ребенка (например, интересуйтесь его друзьями, увлечениями и т.д.).
Обращайте внимание на продолжительность и качество сна, питание, режим дня. Психике нужны ресурсы для сопротивления. А они пополняются через базовые потребности и более сложные (в любви, признании, самореализации и т.д.). Учите сына расслаблению, например с помощью дыхательных упражнений.
И да, стоит выяснить, как обстоят дела в школе, возможно, сыну требуется помощь. Лучше всего говорить опосредованно, чтобы миновать защитные механизмы. Например, поиграйте в школу или придумайте историю про мальчика, который впервые пошел в школу. Вы можете задавать условия, а сын пусть предлагает то, как события будут разворачиваться дальше. Первая идея вашего сына будет максимально приближена к реальности. Потом можно вместе подумать, какая ситуация еще могла случиться, и как главному герою справиться с ней. Чем больше тактик ребенок будет иметь, тем здоровее и адаптивнее он будет.
психолог сайта «Я — родитель»