Здравствуйте! Мой сын пока в садик не ходит. С недавних пор у него во дворе появился «друг», до этого с другими детьми он особо не играл. Мальчик старше сына на год. Когда они только начинали играть, произошел конфликт между ними: подрались за турник на площадке. Мальчик толкнул моего сына, который сначала хотел прибежать в слезах ко мне, но на полпути повернул обратно, и начал с ним драться со всей яростью. Оба плакали и кричали, Сын не хотел униматься. Я подошла, и разняла их. И тут же подошла бабушка того мальчика и увела его домой.
Здравствуйте.
Невозможно подавить характер одной фразой. Не стоит винить себя. У вашего ребенка либо были предпосылки к этому поведению, либо он отрабатывает новый навык сейчас и нужно просто поддержать. Главное - не пытайтесь влиять на ход течения обстоятельств, не делайте выборов за своего ребёнка. Он выберет то поведение, которое даст максимальный эффект. Имеет на это право.
Примерно в 3 года у ребенка происходит формирование самосознания, а с ним и смена приоритетов. Теперь авторитетное лицо - сверстники, а не родители. И это нормально. Задача этого возраста - научиться коммуницировать, выстраивать отношения, в том числе решать конфликты. До тех пор, пока дети сами выясняют отношения (в безопасности), лучше не влиять на ход событий. Нужно быть лишь готовой к поддержке и подсказке, если ее попросит ребенок.
Теперь о ситуации. Как я уже писала, ваша ребенок только учится выстраивать отношения, поэтому старайтесь не фиксировать свое внимание на процессе. Будут неудачи, категоризм, негативизм и прочее. Общение со сверстниками требует опыта, как любой другой навык.
Я слышу ваше чувство вины и вашу злость на того мальчика, обиду за сына. Старайтесь отделить свою личность + свои реакции и реакции вашего сына. Они могут отличаться.
Для вашего сына сейчас важно сохранить отношения с этим мальчиком, пусть будет так. Позвольте ему прожить свой опыт. Пусть даже болезненный. Не пытайтесь настроить против того мальчика, дать оценку происходящему или повлиять. Лучше принимайте любое поведение сына и почаще спрашивайте, как ему в этом. От сидит он в песочнице, ждет. Спросите: "Тебе нравится ждать? Ты хочешь ждать?". Без всякого склонения к чему-либо. Это вернёт ребенку контакт с собой. И в какой-то момент он сможет передоговориться с собой по поводу решения "подчиняться ради общения". Если он, конечно, этого захочет.
И да, если вы еще не извинились, то стоит это сделать. Объясните сыну, что сказали по неосторожности, что очень жалеете об этом. Он может не поверить сейчас. Но когда будет готов к этой мысли, вспомнит.
Старайтесь разбирать сюжеты мультиков и сказок. Спрашивайте, а почему герой поступил так, а не иначе. А как еще он мог сделать/отреагировать? Найдите сюжет сказкотерапии по теме общения со сверстниками. Играйте в ролевые игры, где можно попробовать разное поведение. Это разовьёт навык и даст возможность лёгкой адаптации в коллективе.
психолог сайта «Я — родитель»