Моему сыну 7 лет. В сентябре идём в первый класс. В возрасте 2.5 лет нам поставили СДВГ с дефицитом внимания, речь появилась после 4 лет после занятий с логопедом и приёма препаратов. Умственное состояние отличное, физически крепкий. Семья полная, без вредных привычек, благополучная. В семье 2 детей, младшей почти 3 года.
Здравствуйте!
Давайте в первую очередь попробуем разобраться с понятием токсичности и отбросить его от себя.
О чьей-то токсичности сейчас говорят очень много, это растиражированный термин. И поэтому его истинный смысл в некоторых источниках теряется.
Если говорить совсем просто, токсичный человек – это человек, который намеренно причиняет вред другому. Буквально «отравляет» собой – своими словами, своим поведением.
Если брать такое представление, очень мало людей вокруг нас становятся истинно токсичными. И большинство из них имеют определённые личностные особенности, психиатрические диагнозы или психологические расстройства.
Если ваш ребёнок плохо себя ведёт, никого не слушается, не интересуется ничем, врёт, не реагирует на ваши слова – ничего из этого не означает, что вы токсичная мама. Это лишь означает, что ребёнку требуется внимание и, возможно, помощь, чтобы легче начать обучение и адаптироваться в обществе.
Постарайтесь, пожалуйста, отлепить от себя термин токсичности, ярлыки «плохая мать», «неправильная», «наношу вред», «никуда не гожусь». Это не про вас. Ваше поведение не может характеризовать вашу личность. Даже крик, будучи не самым лучшим и не самым эффективным воспитательным инструментом, не делает родителя токсичным. Это просто навык реагировать определённым образом, поведение, которое можно менять.
Я обращаю ваше внимание на это, потому что как только чувство вины, стыда, самобичевание включается в какую-то сферу нашей жизни, нам становится в тысячу раз сложнее разобраться, что происходит. Из устойчивого представления о себе как о достаточно хорошей матери легче рассмотреть причины, почему ребёнок ведёт себя определённым образом и почему возникают конфликты. Непродуктивные стыд и вина тяжело переживаются, от них хочется отвернуться, не лезть в то место, с которым они связаны, потому что они «болят». Чем их меньше, тем легче корректировать поведение.
Поэтому обратитесь сперва к себе. Поверьте, вы достаточно хорошая мама. Сейчас вы делаете лучшее из возможного. А то, что пока получается плохо, - поле для работы, её можно реализовать, у вас достаточно на это возможностей и сил. Но в любом случае вы остаётесь адекватной женщиной, вы не рушите жизнь ребёнка, с вами всё в порядке.
По поводу поведения мальчика я рекомендую обратиться за очной консультацией. На нашем Портале вы можете найти контакты бесплатных психологических служб в вашем городе:
Желательно обратиться к нейропсихологу или психиатру.
Ребёнок с диагнозом СДВГ часто имеет сложности в обучении, в общении со сверстниками, в понимании социальных норм и правил. Всё это приводит к ухудшению адаптации. И здесь работа с психологом может дать результат.
Но сам по себе диагноз ставится только врачом. Иногда назначаются медицинские препараты, потому что СДВГ подразумевают специфический путь развития мозга.
Коррекция функциональных нарушений, которые складываются из-за особенностей того, как развивается мозг, - поле работы нейропсихолога.
СДВГ можно корректировать. Множество людей имели этот синдром в детстве, даже когда о нём ещё «не знали», и следовательно - не ставили. Вокруг вас ходит огромное количество взрослых с остатками СДВГ: это люди активные, немного дёрганные, которые как будто не могут усидеть на месте, иногда агрессивные, импульсивные, им не всегда легко сдержать свои эмоции или сиюминутные порывы. Эти взрослые люди не получали лечения в прошлом, но смогли выучиться, найти себе профессию, построить отношения, занять положение в обществе. А значит, и ваш ребёнок сможет. Учитывая, что сейчас представление о СДВГ сильно продвинулось вперёд, то сможет даже лучше.
Функциональные нарушения – это те особенности поведения, которые мы видим при СДВГ. Та самая импульсивность, несдержанность, невозможность следовать правилам. Дети вскакивают из-за парт в школе, могут просто встать и пойти к окошку во время урока, плохо общаются со сверстниками, у них как будто не получается вести себя так, как нужно. И всё это происходит из-за того, что префронтальная область коры головного мозга при СДВГ созревает не нормативно, работает не так, как должна была бы. К этому подключаются сложности с функционированием энергетического блока мозга – это несколько структур в основании мозга, которые обеспечивают нам сознание в смысле бодрствования, активности.
Такие функциональные нарушения успешно поддаются коррекции. Именно этим и занимается нейропсихолог. С помощью не всегда, быть может, понятных и где-то странных для вас упражнений, специалист помогает мозгу «нарастить» нейронные связи, дозреть не до конца сформированным структурам.
Нейропсихологическая коррекция тут очень полезна.
Важно понимать, что ребёнок ведёт себя определённым образом не потому, что хочет вам насолить, не потому, что он какой-то неправильный или как будто делает всё назло, а потому что он не может себя оттормозить. Префронтальная кора – это «мозговой центр» нашей возможности остановиться. Благодаря ей мы планируем, предугадываем и решаем НЕ делать что-то.
Если она работает недостаточно хорошо, у человека остаётся не так много возможностей сказать себе «стоп».
К этому подключается специфика работы ствола мозга: при СДВГ детям часто необходимо много шевелиться, прыгать, ходить, потому что иначе они начинают чувствовать себя плохо, как будто засыпают. Для них активность – это шанс не дать себе отключиться.
В итоге мы получаем ребёнка, который постоянно двигается, сам от этого устаёт и пока не способен полноценно себя контролировать. У него ещё нет той силы воли, что должна была бы сформироваться. Физиологически нет: мозг не созрел, чтобы обеспечить её.
Когда мы осознаём такие тонкости детей с СДВГ, это помогает воспринимать их более здраво. Это просто детки, развитие которых пошло не по тому пути, как у большинства. Наша задача – их понять, позволить мозгу доразвиться и где-то направлять.
Кроме работы с нейропсихологом, в домашних условиях хорошо играть в игры, где есть чёткие правила. Ребёнку сложно им следовать, поэтому у него пока не складывается общение со сверстниками. Но нужно пробовать, из раза в раз. Мозг зреет медленно, но зато не останавливаясь. Каждая игра со словом СТОП, с необходимостью контролировать себя, идёт во благо.
Примеры игр:
- Включаете музыку. Когда она играет, ребёнок может бегать, прыгать, скакать, делать, что хочет. Но как только мелодия замолкает, нужно замереть, словно его превратили в льдину. А льдины не двигаются и не разговаривают. Вы прерываете музыку в любом месте мелодии, чередуете перерывы. Можно предложить замереть в виде животного, предмета мебели, растения, а вы должны будете угадать.
- Болото в квартире: есть места, помеченные зелёным и красным. На зелёные можно прыгать, на красные – нет. И главное, пол – это топь, туда наступать вообще нельзя. Так можно сделать линию препятствий из одного конца квартиры в другой.
Самое простое – раскраски. У большинства детей с СДВГ не получается их раскрашивать. Плюс, они их ещё и ненавидят, потому что это безумно трудно. Но можно начать с самых лёгких, крупных, где нет мелких деталей и большого количества линий. И постепенно двигаться к усложнению, как только начнёт получаться.
Ваши объяснения, правила, границы, режим дня, графики на стенах (что за чем надевать, какое дело за каким идёт сегодня) – всё это важно. Это не даёт сиюминутный результат, но это помогает ребёнку почувствовать себя устойчиво и безопасно.
Ребёнок с СДВГ требует от вас очень много сил, выносливости, терпения. Помните, постепенно его особенности сгладятся. А пока они ещё так ярко проявляются, ему очень нужно ваше внимание, понимание, тепло, поддержка, принятие и озвучивание чувств и границы. Без правил никак. Если что-то запрещено, это запрещено, но переживать по этому поводу можно, мама поможет, останется рядом.
В свете этого не забывайте заботиться о себе и делать то, что вам приносит радость, от чего вам становится хорошо на душе, отдыхать как можно чаще – использовать буквально любую возможность. От вашего состояния сильно зависит то, как будут складываться сейчас ваши отношения с ребёнком.
Желаю вам всего доброго.
Психолог Портала «Я – родитель»