У ребёнка навязчивый страх, что заболит живот

08.12.2021

У ребенка навязчивый страх, что заболит живот или будет тошнить, часто она не понимает, реально ей плохо или это просто ей кажется. Боится есть в кафе, в гостях, дома крайне избирательна в еде, и не дай Бог забудет помыть руки, весь вечер будет переживать, не будет ли ей плохо. 


Работали с психологом онлайн, но результата нет. Нам психолог советовал методику успокоительного дыхания - не помогла. Рисовали страх, он выглядит в виде большого микроба черного, сжигали рисунок, чтобы избавиться, но страх на месте. 

Семья полная, есть младшая сестра и присутствует ревность, что младшую любим больше, стараюсь уделять больше внимания старшей, но мне кажется, так ещё хуже стало, она начала своим страхом манипулировать. Помогите, пожалуйста, что нам делать?


Здравствуйте!

Есть несколько моментов, на которые важно обратить внимание, чтобы лучше понять, что происходит с ребёнком:

1. При наличии любых болей в животе, тошноты, недомогания, плохого самочувствия (даже при подозрении на это) обязательно нужно проконсультироваться с врачом.

Даже если вы уверены, что дочке это кажется. Есть большой риск, что не кажется. И хорошо, если вы будете точно знать, что со здоровьем ребёнка всё в порядке и за эту сторону сейчас можно не переживать.

То, что называется психосоматическими симптомами, всегда требует медицинской консультации, чтобы исключить патологию. А некоторые психосоматические симптомы переходят в ранг по-настоящему соматических, если не уделить им должного внимания.

2. Онлайн-работа детей с психологом не всегда даёт максимальные результаты.

Иногда большой смысл имеет консультироваться очно. Вы можете обратиться онлайн к специалисту самостоятельно, потому что коррекция ваших действий или устоявшихся способов общения в семье зависит от вас. Но с детьми гораздо эффективнее личная работа.

3. Те практики, что предложил вам психолог, замечательные. Но их нужно выполнять на регулярной основе.

Например, методики дыхания не сильно помогают, если сделать их 1-5 раз. Нужно пользоваться ими регулярно, вводить в жизнь. Желательно – не только когда что-то болит или есть волнение, но и в спокойном состоянии. Просто подышать несколько минут определённым образом, чтобы потихоньку формировались и укреплялись нужные нейронные контуры.

Это помогает в критической ситуации или во время стресса автоматически прибегать к дыханию. И это помогает делать подобное дыхание действительно полезным.

То же самое – с рисунками. Конечно, от одного-двух раз страх не уйдёт. Если он есть, значит, что-то даёт, зачем-то нужен. Арт-практики могут сделать его меньше, но не убрать вовсе (для этого важно смотреть на всю структуру отношений в семье). Однако даже чтобы сделать его меньше, нужно периодически повторять.

Другой вариант – в моменты беспокойства обращаться к рисунку, рисовать страх вновь, лепить его, а потом обсуждать вместе, как он ощущается в теле, что он говорил бы, если бы умел, чего он хочет, чем питается и т.д. Чем больше вы включены в практику, чем больше разговариваете в процессе и по окончании, тем легче ребёнку будет отделить его от себя и научиться с ним справляться.

4. Иногда «мнительность» (обратите внимание – в кавычках, потому что я основываюсь только на вашем письме и не знаю реальной картины) детей относительно своего здоровья имеет для ребёнка и очевидные плюсы.

Один из них – родительское внимание, тепло, забота.

Но это не совсем про манипуляцию. Ребёнок не заставляет вас делать то, что вы не хотите.

Ситуация обстоит немного иначе: потребность в родительском внимании, заботе и защите – базовая в детском возрасте. Даже 10-летнему ребёнку без этого сложно выжить. А психологическое состояние основывается на внутренней «напитанности» вашим теплом.

Ребёнку крайне важно это получать. Но если так случается, что он ревнует, где-то ощущает дефицит, свою неувиденность, незаметность для вас, это вызывает страх. Ребёнку становится очень страшно вас потерять, не осознанно, он не думает такими категориями. Но базово это рождает тревогу.

А дальше тревога может перенаправляться на другие стороны жизни, например, на своё здоровье. Потому что в этой плоскости хотя бы понятно, что делать, - мыть руки, питаться правильно.

Другая сторона такого выхода – творческое приспособление к имеющимся обстоятельствам. То есть ребёнок не манипулирует своим состоянием, чтобы добиться внимания. Он так приспособился к имеющимся реалиям. Однажды попробовал и понял: если буду делать так, то получу то, что мне безумно важно, нужно и ценно.

Это действие не со зла, а из большой потребности.

Что можно попробовать сделать, чтобы понять ситуацию и найти выход из неё:

1. Обязательно проконсультироваться с врачом.

2. Продолжать следовать рекомендациям психолога и тренировать практики. Они не бесполезны. Как минимум, дыхательные техники тренируют стрессоустойчивость, а арт-техники помогают укрепить привязанность. Но их действие не ограничивается лишь этим.

Если замечаете, что ситуация совсем не меняется, имеет большой смысл проконсультироваться с психологом очно.

На нашем Портале вы можете найти контакты бесплатных психологических служб в вашем городе: Учреждения социального обслуживания семьи и детей

Или же можете вновь воспользоваться онлайн-форматом, но обратиться исключительно самой, к специалисту, который сможет отрегулировать внутрисемейные отношения, имеет специализацию по детской и семейной терапии.

3. Любой симптом, и телесный, и психологический, обслуживает какую-то важную для ребёнка потребность, выполняет задачу.

Если мы пытаемся лишить ребёнка даже того, что считаем «негативным», нежелательным проявлением, важно дать что-то взамен. Найти другой способ, как девочка может получить то, что ей нужно.

А для этого важно делать акцент не на том, что хочется убрать, а на том, что можем дать, то есть уходить не в минус, а в плюс. Добавлять что-то полезное в жизнь ребёнка.

Например, давать внимание, когда живот точно не болит и нет никаких предпосылок. Если вдруг начинает, предлагать помощь, держа в голове, что это может быть правдой, что даже если ребёнку кажется боль, её переживания относительно неё точно существуют и точно реальны. И вновь обращаться к чему-то ещё, что у девочки хорошо получается, интересоваться ею, больше хвалить.

Хорошо, если получится каждую неделю устраивать совместные мероприятия вам только со старшей дочкой. Уделять несколько часов исключительно вашим отношениям, вашей связи.

Пока что принять в качестве данности, что живот может болеть, что страх есть. Но наблюдать, а что есть ещё, обсуждать с ребёнком другие вещи в жизни, подкрепляя её интерес, её успехи и достижения, её личностные качества.

Мои рекомендации никак не исключает важность обращения ко врачу и психологу, обратите, пожалуйста, на это внимание. Но могут послужить опорой в первое время, пока вы будете искать выход и нужных специалистов.

Желаю вам удачи, всего доброго.

Лилия Серёгина
Психолог Портала «Я – родитель»
Вернуться назад