У ребёнка плохой неразборчивый почерк

17.02.2020

Добрый день. Мальчик, 9 лет, учится в 3 классе, учится средне, левша. Учитель советует сходить к неврологу, так как у него плохой неразборчивый почерк, грязь в тетради, обводит буквы. Говорит, что такого не должно быть в тетради, возможно, у него неврологические проблемы. Поведение нормальное, со сверстниками общается нормально, не конфликтует, но с теми, кто помладше его года на 2, дружить не любит, не интересно. В раннем детстве был гидроцефальный синдром,увеличенный рост головы, СДВГ. Сейчас все нормально. Скажите, можно ли по почерку действительно судить о каких-то неврологических, психических расстройства? Возможно ли, что это последствия из-за заболевания из раннего детства? И ещё, постоянно задирает тех, кто младше его года на 2-3, толкает, обзывает, доводит до слез. Разговариваю с ним, но он не понимает, что делает человеку неприятно.

Наталья

Наталья, здравствуйте!

Плохой почерк, будучи единственным симптомом, не является критерием наличия неврологических или психических проблем.

В вашей ситуации рекомендуется периодически посещать невролога из-за диагнозов, которые были поставлены ребёнку в детстве. Если доктор заключает, что с мальчиком всё сейчас нормально – спокойно выдыхайте и живите дальше (если говорит что-то иное, тревожиться тоже не стоит, главное – следовать рекомендациям и посещать специалистов, которые руководствуются доказательной медициной).

Проблемы с почерком часто бывают у детей, в анамнезе которых присутствует СДВГ. К слову, как и проблемы с опрятностью. Ничего страшного тут, опят же, нет.

Вы можете развивать волевые процессы и самоконтроль мальчика с помощью игр со словом «стоп», раскрасок, иной активности, в которой нужно в определённый момент себя остановить. Хорошо заниматься дыхательной гимнастикой (при отсутствии противопоказаний от невролога), надувать шарики.

Соблюдайте все правила ЗОЖ: полноценный сон, хорошее питание, прогулки на свежем воздухе. Эти правила максимально простые и очень эффективные, потому что благотворно влияют на энергетические процессы в мозге. Плохой почерк может говорить о недостатке энергии (при СДВГ её недостаток проявляется в высокой отвлекаемости, повышенном возбуждении, невозможности усидеть на месте – такой интересный парадокс, ребёнку нужно постоянно себя тормошить, чтобы держать в тонусе). ЗОЖ – это стандартная рекомендация для всех детей с подобными сложностями.

С последствиями неврологических нарушений (именно с последствиями – что касается поведенческой сферы, когнитивного развития, навыков самоконтроля) хорошо справляется нейропсихологическая коррекция. Однако для эффекта посещать занятия нужно регулярно и около 3 месяцев.

Если вы выполняете все эти рекомендации, вы можете быть полностью спокойны. Главное – разобраться в возможных причинах, устранить все неблагоприятные факторы, регулярно ходить ко врачу, заботиться о сыне, защищать его и делать вашу с ним жизнь радостной.

Остальное – личные предпочтения учительницы. Вы можете тактично сказать, что услышали её точку зрения и внимательно следите за здоровьем сына. И благополучно жить дальше.

Очень здорово, когда люди умеют красиво писать. Однако так случается далеко не у всех. Вы можете вместе тренировать письмо, учить мальчика быть более внимательным и опрятным. И при этом обязательно держать в голове, что далеко не от этого будет зависеть его счастье в жизни.

У того, что мальчик задирает детей помладше, может быть несколько причин. Без очной консультации сложно понять, какие именно факторы влияют на поведение ребёнка. К примеру:

- он, действительно, может не понимать, что делает больно. И тогда хорошо работает сказкотерапия: вы читаете истории и обсуждаете позиции и точки зрения разных героев. Этот метод развивает эмпатию, создаёт навык понимать точку зрения другого человека, его мотивы и боли;

- у ребёнка внутри копится агрессия, которую он выражает на наиболее безопасные для него объекты – тех, кто точно не даст сдачи.

И здесь важно разобраться, что происходит у вас в семье. Можно ли мальчику злиться на вас? Как у вас дома принято говорить о своей злости? Принято ли вообще как-то о ней говорить? (если не принято, стоит начать) Как вы сами выражаете свою агрессию?

Начинайте с себя и говорите о чувствах экологичным способом. «Я злюсь, когда ты делаешь… Прошу тебя больше так не делать». Помогайте ребёнку озвучивать его агрессию: «Мне кажется, ты сейчас злишься на …. Я права? Что тебе сейчас не нравится?».

Агрессия и злость появляются, когда нарушаются границы ребёнка. Поищите ответы на следующие вопросы:

Не нарушаете ли вы личное пространство сына? Есть ли у него свой угол (комната, рабочий стол), который принадлежит только ему? Присутствует ли в семье неприкосновенность вещей, в том числе детских? Внимательны ли вы к его потребностям и желаниям?

Если ребёнок имеет возможность сказать вам о своей злости, и при этом вы не разрушитесь и с отношениями ничего не случится (даже больше – выясните, кто что чувствует и договоритесь, что теперь с этим делать), ваша близость только укрепится. А если к этому вы будете уважать личное физическое и психологическое пространство сына, вы заметите, насколько тёплым станет ваше общение.

Я желаю вам удачи!

Лилия Серёгина
Психолог Портала «Я – родитель»
Вернуться назад