Добрый день! Сыну 16 лет. Врожденная цитомегаловирусная инфекция. Предупреждали, что возможна задержка развития, диагноз ЗПР ставили, занимались год в коррекционном садике. Но к школе снялись с учета, пошли в общую школу и до 8го класса он занимался, учился без нареканий. Всего 2 тройки по информатике и алгебре. Был очень усердным, сам вставал в 6 утра, чтобы повторить.
Здравствуйте!
С данным вопросом лучше обратиться за очной консультацией к психологу. Если возникнет необходимость, специалист направит к психиатру за диагностикой и поддерживающей терапией. Полноценно оценить ситуацию и что происходит с вашим сыном можно только на очном приёме.
На нашем Портале вы можете найти контакты бесплатных психологических центров в вашем городе: Центры психологической и социальной помощи семье
Дело в том, что под описание «непроизвольных воспоминаний» может попадать огромный спектр феноменов.
Например, что значит их непроизвольное возникновение? Есть ли факторы окружающей среды, которые провоцируют возникновение этих воспоминаний? На что они похожи: на «игру ума» или выглядят, как реальные картинки?
Видит ли мальчик что-то в моменты этих воспоминаний? Нет ли наложений образов на окружающий мир?
Какие эмоции при этом испытывает?
Картина таких воспоминаний может быть разный. Это может быть и последствием травмы, и тогда очень поможет помощь психолога в переживании событий, которые ранили. Это может быть и симптомом ПТСР или другого расстройства, и тогда совместно с психологом понадобится помощь психиатра. Очень многое зависит от качественной диагностики.
Обратите внимание, что что бы ни происходило сейчас с вашим ребёнком, он остаётся нормальным. С ним всё так. Учитывая ваше описание его школьных стараний, он вышел на нужную линию развития, у него сложена волевая сфера и самоконтроль. А переживания по поводу того, что с ним было во время болезни, - естественны.
Это важные моменты. На них стоит опираться в моменты страха. Когда нам приходится ходить вместе с ребёнком по врачам, часто возникает множество сомнений, тревоги.
Помните, что у вашего ребёнка могут быть сложности, они решаемы. Но сам по себе он от этого не становится сложным или неправильным.
В домашних условиях ваша помощь заключается в том, чтобы максимально поддерживать ребёнка в его стремлениях, принимать его эмоции, заботиться о том, чтобы потихоньку состояние стабилизировалось.
Поддерживать в стремлениях – это внимательно относиться к тому, что подросток хочет, к его инициативе. Интересоваться его увлечениями, хобби. Разговаривать на «сложные» темы: что ему нравится в его друзьях и товарищах, какие люди его не привлекают, что ему больше всего нравится делать, кем он хочет стать по профессии, каким человеком он хочет вырасти, какие люди, в целом, ему нравятся, что в мире вызывает самый сильный отклик в его душе и т.д.
Подростковый возраст – это период одного из рождений личности. Такие разговоры очень помогают тинэйджерам посмотреть вглубь себя, задаться вопросами, наметить свой путь. Даже если вслух мальчик в какие-то моменты будет отмахиваться, что нормально в его возрасте, внутри он начнёт размышлять более глубоко.
Ваша заинтересованность и искренность – опора для взросления мальчика.
Принимать его эмоции – это помнить, что любые чувства естественны. Если он пережил травматичное событие, то логично, что какое-то время после ему будет больно. Он будет злиться, ощущать несправедливость, злость, бессилие. Продумывать, как иначе можно было поступить в тех или иных обстоятельствах. Возможно, в какие-то момент погружаться в апатию.
Всё это – совершенно естественные процессы. Так психика пытается пережить то, что случилось. Обычно на это требуется время. Но важно не упустить тревожные звоночки. Повторюсь, учитывая, что непроизвольные воспоминания – очень расплывчатое описание, которое может иметь под собой феномены самой разной природы, я рекомендую всё же проконсультироваться по поводу них у специалистов очно.
Заботиться о нормализации состояния – этот пункт касается и психологической поддержки, и физического здоровья. Астения, рассеянность часто сопровождают выздоровление человека. Например, даже уже переболев гриппом, многие люди ещё пару недель чувствуют слабость. После выздоровления от последнего штамма коронавируса большинство жалуется на ухудшение внимания и памяти, что проходит через месяц. Любая инфекция требует от организма дополнительных сил, поэтому часто приводит к таким «побочным эффектам». Если инфекция долгое время находится в хронической форме, она также истощает.
Другими словами, быть астеничным и не всегда хорошо соображать после болезни – нормально. И это тоже проходит, особенно если есть поддержка физического состояния и постепенное возвращение к умственной деятельности.
Забота о физическом здоровье, как правило, включает в себя основные принципы ЗОЖ: полноценное питание, достаточный сон, чередование спокойных занятий и активности, присутствие свежего воздуха. Плюс, необходимы положительные эмоции, общение с близкими людьми. Это даёт чувство сопричастности.
Ориентируйтесь здесь на своего сына и на то, что знаете о нём: на его уровень активности, на его здоровье, на его способности. Важно следить за питанием и сном, а также деликатно предлагать активность, от которой он будет чувствовать себя лучше: и физически, и эмоционально. Главное – не заставлять, следовать и за его желаниями.
Желаю вам удачи.
Психолог Портала «Я – родитель»