У сына с детства нет эмоциональной привязанности ни ко мне, ни к другим родным

18.05.2021

Доброго времени суток. У меня проблема такая - я не могу понять и помочь своему сыну. У него нет (с самого детства) эмоциональной привязанности ни ко мне, ни к другим родным взрослым. Это всегда беспокоило меня. В детском саду все воспитатели в один голос говорили мне, что он умственно отсталый, но такого диагноза у нас нет, все необходимые медосмотры делали, ходили по неврологам. Детсадовский психолог по результатам теста сделала вывод, что умственное развитие ниже среднего, что делать мне ничего не нужно, с возрастом типа выровнится. 


Но годы шли, а проблемы не исчезали и не решались. С приходом в школу негодование со стороны педагогов в мою сторону продолжалось. В чём меня только ни обвиняли и ни упрекали, никто не хочет услышать меня. Никто не хочет знать, что мне уже пришлось пережить и вынести, как мне тяжело с собственным ребёнком, что всё, что бы я ни делала, ни к чему хорошему не привело. Я сама начинаю думать, что у него ЗПР. Ни кнут, ни пряник, ни поощрения, ни наказания, ни разговоры, ни уговоры - ничего не помогло... У меня нет сил... Я не вижу решения... Только со школы продолжают тюкать меня, что, мол, ваш сын то, ваш сын это...а вы такая, а вы никакая.....больше контролируйте, больше разговаривайте и т.д. 

Это всё уже было. Мой сын меня не слышит, он никого не любит. Он сам себе на уме, ему ничего не надо, он не управляем и несговорчив. А в моей голове тем временем зародились страшные мысли, от которых нет спасения, от которых я начинаю ненавидеть себя и своего сына. Сына, которого очень люблю, но не знаю, как делать это дальше.


Здравствуйте!

Вы пишите, что были в прошлом на всех необходимых медосмотрах, но сейчас, когда вашему ребёнку 12 лет (а это начало подросткового возраста), имеет смысл снова их пройти. Существуют некоторые патологии, которые могут быть выявлены только с наступлением пубертата.

И кроме невролога я бы хотела сделать акцент на важности консультации у хорошего детского и подросткового психиатра. Детский психиатр занимается не только заболеваниями из круга «большой психиатрии» (шизофрения, биполярное аффективное расстройство), но и «малой психиатрией», в том числе особенностями развития и личностными расстройствами. Психолог, даже клинический, не имеет право ставить ребёнку диагноз или снимать его. Он может лишь смотреть на то, как развиваются те или иные функции, в каком месте ребёнку нужно чуть больше специфического внимания и поддержки в созревании мозговых механизмов.

Таким образом, после посещения психиатра, если будет выявлено отставание или асинхрония развития, имеет смысл обратиться к клиническому психологу. Данный специалист занимается коррекцией этих нарушений, часто вкупе с назначенной врачом медикаментозной терапией.

Это самый важный момент. У нас на Портале есть адреса бесплатной психологической помощи в разных городах России, возможно, они вам пригодятся: Учреждения социального обслуживания семьи и детей

И ещё два пункта, на которые я хочу обратить ваше внимание:

1. Сейчас вам кажется, что у вашего ребёнка как будто нет никакой эмоциональной привязанности к вам.

И здесь, пожалуйста, помните, что эмоциональная привязанность – это не только огромные «шаги любви» каждого человека в сторону другого. Привязанность всегда состоит из маленьких-маленьких ниточек, которые связывают нас с человеком.

Часто эти ниточки – то, что мы считаем само собой разумеющимся. Например, тепло улыбнуться при встрече, мягко поздороваться, поделиться чем-то важным о себе, рассказать значимые моменты своей жизни. Это всегда обоюдный процесс, состоящий из микродействий к другому.

Каждый человек по-своему выражает привязанность. Я не берусь говорить точно, потому что не видела вашего ребёнка и не проводила диагностику, но возможно он делает эти шаги в вашу сторону. Однако они незаметны, потому что не похожи на то, что вы от него ждали. У любого родителя в голове есть определённое представление о том, как должны в идеале складываться отношения с детьми. Жизнь часто разрушает эту картину: всё происходит совсем не так, как нам бы хотелось. И тогда кажется, что вообще ничего хорошего в отношениях нет.

Часто привязанность есть. Просто дети с особенностями развития выражают её немного иначе, чем ожидают взрослые.

И вновь повторю, что очень важно обратиться к хорошему психиатру, найти врача по отзывам, прийти на приём и услышать, что он скажет. Это может многое прояснить в том, как ребёнка себя по отношению к вам проявляет.

Возможно, сейчас вы видите его неуправляемым, а по факту он может совершать к вам шаги. Просто совершать их так, как он умеет, как ему позволяет его психика. Учитывая, что 12 лет он жил с вами в семье, велика вероятность, что есть всё же что-то, что его с вами связывает. Просто это «что-то» не такое, каким вы были готовы его увидеть.

2. Я слышу в вашем письме много отчаяния. Словно руки опускаются. Словно невозможно продолжать любить того, кого любишь так сильно и за кого так «болит сердце».

Хочется любить ребёнка, но непонятно как, потому что от него нет отдачи. Я вижу много страхов, недовольства, возможно, есть какая-то подавленная злость, которую не выразить, ребёнок же не виноват в том, какой он.

И мне очень хочется вас поддержать.

Даже если наши дети развиваются не так, как многие остальные, это не значит, что они становятся неправильными, это не значит, что они плохие, что они не умеют любить. Они просто развиваются по своему особенному пути. И в жизни им обязательно найдётся место. Природа не терпит пустоты: если человек появился на свет, он априори нужен, ему найдётся дело, найдутся люди, которые будут рядом (и не только вы). Найдутся занятия, которые его увлекут.

Важно помочь ему всё это обнаружить, подстроившись под него и помня, что, что бы ни было, он не неправильный, он просто такой: где-то выделяется, где-то – нет, что-то может лучше, что-то - хуже.

Помочь ребёнку адаптироваться, найти место приложения его сил – частая задача родителей. Для этого важно помнить, что любовь, которую вы ему даёте, даже не получая той отдачи, что хотели бы, она не уходит в никуда. Он её забирает. Он её видит и чувствует.

Есть очень сильные патологии, которые, действительно, мешают человеку ощущать эмоции. Часто здесь мы говорим о серьёзном расстройстве личности или о диагнозах большой психиатрии. Но, пожалуйста, не торопитесь ставить своему ребёнку диагноз, не проконсультировавшись с врачом (порой – и не одним). Пожалуйста, не торопитесь ставить штамп и прогнозировать несчастливое будущее, основываясь на том, что ребёнок может не уметь что-то чувствовать или делать.

Велика вероятность, что он умеет и чувствует. Заметить, как у него это происходит равно признать его уникальность, непохожесть и принять его в этом. Для него уже это будет огромным вкладом в психическое здоровье. Нам всем важно, чтобы нас принимали и любили такими, какие мы есть.

Если получится, это правда сделает отношения в семье лучше.

Только будьте внимательны к агрессивным тенденциям, именно они часто нуждаются в медикаментозной коррекции.    

Если научиться видеть непохожесть, продолжать обеспечивать заботу, защиту, замечать, что нужно ребёнку, учить навыкам и нормам поведения, помогать адаптироваться в обществе, в том числе с поддержкой специалистов, это даст большие плоды.

Я желаю вам много сил и удачи в этом.

Лилия Серёгина
Психолог Портала «Я – родитель»
Вернуться назад