Приёмные родители на этапе подготовки к пополнению в семье очень интересуются информацией об адаптации сироты в новом для него доме, забывая о том, что взрослые тоже привыкают к ребенку и перестраивают весь уклад жизни. Как итог невнимательности к себе – растерянность, беспомощность, стресс и разочарование на пиковых стадиях формирования приёмной семьи. А ведь именно понимание причин и особенностей своих собственных реакций позволяет найти наиболее правильное решение в трудных ситуациях.
Первые дни и недели становления новой семьи сопряжены для всех участников процесса с высоким напряжением. Причём реакции принимающей стороны (родителей) имеют отличительную особенность: для них появление ребёнка в доме является как бы завершением долгого и трудного пути. Это сравнимо со счастливым концом сказки. Были трудные решения, подготовительные изменения, сбор документов и много других хлопот – и вот ребенок, наконец, дома!
Положительных изменений и отдачи от ребёнка хочется быстро, сразу. Также хочется и в себе обнаружить рождающиеся чувства к ребёнку. На фоне всех этих переживаний родители могут не заметить, что их «сказка» только начинается и сюжет её ещё не написан, а энергия, которая так необходима для следующих «приключений», родителями уже растрачена на старте.
«Свой» или «чужой»
Когда волна первых радостных впечатлений схлынет, усталость наступает тем больше, чем выше был задор первых дней. Мечта превращается в реальность, а «сказка» – в быт и ежедневную рутину, конец которой уже не такой определённый. Он где-то там, где ребёнок вырастет, или где он сможет самостоятельно жить…
Второй этап адаптации – этап установочных конфликтов. Длиться он может до трёх месяцев, и, как правило, чем ярче и позитивнее был первый этап, тем выше конфликтность во время второго.
Родителям здесь нужна помощь специалистов не меньше, чем принятому в семью сироте. Сложно выйти за пределы своих разочарований, раздражительности и беспомощности, проанализировать всё происходящее и понять, правильно ли поступаешь с ребёнком, сможешь ли наладить отношения с ним, заслужить его доверие, полюбить его, несмотря на непривычные интонации, поведение и даже запах.
На данном этапе родитель может остро переживать свою несостоятельность, если склонен брать ответственность за отношения в семье на себя. Если же взрослый человек привык видеть причины своего неуспеха в окружающих людях и обстоятельствах, могут возникать мысли о «неправильности» ребёнка: он, наверное, имеет генетическое заболевание или психическое расстройство.
Часто у родителей в этот период возникают мысли вернуть ребёнка. Одни из сомнений в себе – «я не справился». Другие находят причину в ребёнке: «Он с фатальным дефектом, о котором меня не предупредили».
Также, столкнувшись с первыми трудностями, может ярко проявиться глубокая психологическая травма родителя из его детского прошлого. Возможно, именно те травмирующие далёкие события привели его к идее усыновления. В этом случае израненному большому «ребёнку» самому может потребоваться помощь специалистов, и как воспитатель он может действительно плохо справляться с взятыми на себя обязательствами. Для того чтобы избежать подобных форс-мажоров, рекомендуется пройти курс психотерапии до пополнения семьи.
Примирение? Привыкание? Любовь?
Дальнейший путь во многом зависит от личности родителя. Да, огромное значение имеет удачный подбор конкретного ребёнка конкретной семье, и здесь ответственность родители делят со всеми специалистами, вовлечёнными в это дело. Но всё, что происходит дальше, – исключительно на совести родителей.
Значение имеют качества личности приёмного родителя. О некоторых из них уже говорилось выше. Весь букет этих качеств и характер в целом задаёт тон процессу: будут ли участники пожизненно терпеть друг друга или, несмотря на всю тяжесть нарушений привязанности у приёмного ребёнка, смогут возникнуть доверительные отношения между новыми членами семьи.
Также необходимо помнить не только о том, «какой я», но и о том, «кто я». Отпечатки на характер накладывают образование человека, его профессия, род занятий, его круг общения, увлечения. Всё это неизбежно отражается на поведении, а значит, и на стиле воспитания. Если родителю свойственно искать причины неудач вовне, он может быть склонен объяснять трудности в поведении ребёнка его вероятными генетическими или психическими заболеваниями, а не в собственном воспитании.
Необходимо помнить, что сроки адаптации родителей и сроки адаптации приёмных детей в семье – это одно и то же время. Когда наступит разрешающая стадия, зависит от многих обстоятельств. В семье с приёмным младенцем адаптация может пройти несколько быстрее, чем с подростком, но это не значит, что с малышом будет проще. Ведь многое зависит от взрослых. И чем младше ребёнок, тем больше доля ответственности взрослых.
Если у родителя высокая способность к самопознанию, рефлексии, если есть способность достаточно гибко мыслить и менять свои реакции, то, несмотря на все трудности, ему удастся постепенно привыкнуть к переменам и привить ребенку правила нового дома.
Елена Турлина