Приёмные родители на этапе подготовки к пополнению в семье очень интересуются информацией об адаптации сироты в новом для него доме, забывая о том, что взрослые тоже привыкают к ребенку и перестраивают весь уклад жизни. Как итог невнимательности к себе – растерянность, беспомощность, стресс и разочарование на пиковых стадиях формирования приёмной семьи. А ведь именно понимание причин и особенностей своих собственных реакций позволяет найти наиболее правильное решение в трудных ситуациях.
Первые дни и недели становления новой семьи сопряжены для всех участников процесса с высоким напряжением. Причём реакции принимающей стороны (родителей) имеют отличительную особенность: для них появление ребёнка в доме является как бы завершением долгого и трудного пути. Это сравнимо со счастливым концом сказки. Были трудные решения, подготовительные изменения, сбор документов и много других хлопот – и вот ребенок, наконец, дома!
Положительных изменений и отдачи от ребёнка хочется быстро, сразу. Также хочется и в себе обнаружить рождающиеся чувства к ребёнку. На фоне всех этих переживаний родители могут не заметить, что их «сказка» только начинается и сюжет её ещё не написан, а энергия, которая так необходима для следующих «приключений», родителями уже растрачена на старте.
Когда волна первых радостных впечатлений схлынет, усталость наступает тем больше, чем выше был задор первых дней. Мечта превращается в реальность, а «сказка» – в быт и ежедневную рутину, конец которой уже не такой определённый. Он где-то там, где ребёнок вырастет, или где он сможет самостоятельно жить…
Второй этап адаптации – этап установочных конфликтов. Длиться он может до трёх месяцев, и, как правило, чем ярче и позитивнее был первый этап, тем выше конфликтность во время второго.
Родителям здесь нужна помощь специалистов не меньше, чем принятому в семью сироте. Сложно выйти за пределы своих разочарований, раздражительности и беспомощности, проанализировать всё происходящее и понять, правильно ли поступаешь с ребёнком, сможешь ли наладить отношения с ним, заслужить его доверие, полюбить его, несмотря на непривычные интонации, поведение и даже запах.
На данном этапе родитель может остро переживать свою несостоятельность, если склонен брать ответственность за отношения в семье на себя. Если же взрослый человек привык видеть причины своего неуспеха в окружающих людях и обстоятельствах, могут возникать мысли о «неправильности» ребёнка: он, наверное, имеет генетическое заболевание или психическое расстройство.
Часто у родителей в этот период возникают мысли вернуть ребёнка. Одни из сомнений в себе – «я не справился». Другие находят причину в ребёнке: «Он с фатальным дефектом, о котором меня не предупредили».
Также, столкнувшись с первыми трудностями, может ярко проявиться глубокая психологическая травма родителя из его детского прошлого. Возможно, именно те травмирующие далёкие события привели его к идее усыновления. В этом случае израненному большому «ребёнку» самому может потребоваться помощь специалистов, и как воспитатель он может действительно плохо справляться с взятыми на себя обязательствами. Для того чтобы избежать подобных форс-мажоров, рекомендуется пройти курс психотерапии до пополнения семьи.
Дальнейший путь во многом зависит от личности родителя. Да, огромное значение имеет удачный подбор конкретного ребёнка конкретной семье, и здесь ответственность родители делят со всеми специалистами, вовлечёнными в это дело. Но всё, что происходит дальше, – исключительно на совести родителей.
Значение имеют качества личности приёмного родителя. О некоторых из них уже говорилось выше. Весь букет этих качеств и характер в целом задаёт тон процессу: будут ли участники пожизненно терпеть друг друга или, несмотря на всю тяжесть нарушений привязанности у приёмного ребёнка, смогут возникнуть доверительные отношения между новыми членами семьи.
Также необходимо помнить не только о том, «какой я», но и о том, «кто я». Отпечатки на характер накладывают образование человека, его профессия, род занятий, его круг общения, увлечения. Всё это неизбежно отражается на поведении, а значит, и на стиле воспитания. Если родителю свойственно искать причины неудач вовне, он может быть склонен объяснять трудности в поведении ребёнка его вероятными генетическими или психическими заболеваниями, а не в собственном воспитании.
Необходимо помнить, что сроки адаптации родителей и сроки адаптации приёмных детей в семье – это одно и то же время. Когда наступит разрешающая стадия, зависит от многих обстоятельств. В семье с приёмным младенцем адаптация может пройти несколько быстрее, чем с подростком, но это не значит, что с малышом будет проще. Ведь многое зависит от взрослых. И чем младше ребёнок, тем больше доля ответственности взрослых.
Если у родителя высокая способность к самопознанию, рефлексии, если есть способность достаточно гибко мыслить и менять свои реакции, то, несмотря на все трудности, ему удастся постепенно привыкнуть к переменам и привить ребенку правила нового дома.
Елена Турлина