Вопрос специалисту

Борьба детей за лидерство в приемной семье

Борьба детей за лидерство в приемной семье

Быть нужным и значимым для родителей – желание каждого ребёнка, а особенно тех, кто уже однажды оказался ненужным своей семье и получивший шанс снова обрести родителей.

В приёмной семье на одной территории могут оказаться родные и приёмные дети, дети из одной или из разных кровных семей. В любом случае, если детей двое и больше, между ними нередко возникает борьба за лидерство.

Родные дети болезненно реагируют на появление в семье приёмного ребёнка. Даже если внешне демонстрируется принятие, внутри возникает много вопросов: «Зачем родители взяли чужого ребенка?», «Получается, я недостаточно хорош для своих родителей?», «А что, если я не хочу делить маму с кем-то ещё?». Они могут проявлять агрессию к новому члену семьи, не давать ему места возле родителей, любыми способами привлекать к себе внимание.

Когда в нашей семье появился первый приёмный ребёнок — девочка десяти лет — моему сыну было шесть. Он воспринял ее в штыки. Стал нервным, часто грубил приёмной сестре. Так как сын уже пережил однажды, в четыре года, рождение младшего ребёнка, у него снова возникло чувство ревности. Сын прямо заявлял, что хочет прогнать девочку. Однако, приёмная дочь оказалась не из робкого десятка и давала ему отпор, отстаивая своё место в семье. Я стала замечать, что она нередко сама провоцирует брата на агрессию и при этом стремится выставить себя хорошей.

Однажды дело дошло до драки, и сын разбил лоб новой сестренке. Мы не стали его наказывать. Залечили рану дочке. Разобрали ситуацию. Выяснилось, что «оба хороши». Тогда мы предложили им вместе выполнить трудовую компенсацию за нарушение гармонии в семье. Во время прополки грядок в огороде у детей появилась возможность лучше узнать друг друга, и они подружились. И до сих пор у них тёплые, доверительные отношения.

Однако, если родители принимают в семью сиблингов, то ситуация может пойти по другому сценарию. Приёмные дети могут объединиться и начать втихаря угнетать родного ребёнка, завоёвывая пространство семьи. Причём дети, имеющие опыт жизни в детском доме, очень хорошо умеют ставить себя, очерчивать границы и устанавливать свои правила. В условиях детского дома такое поведение было вопросом выживания, поэтому ребёнку, выросшему в семье, с ними тягаться не под силу.

В одной приёмной семье, которую я знала, аналогичная ситуация чуть не обернулась настоящей травлей родного ребёнка, который к тому же был младше приёмных. Всё происходящее тщательно скрывалось приёмными сиблингами. Родной ребёнок молчал, боясь расправы. Ситуация стала известна благодаря приезду старшего сына, который учился в колледже и навещал семью на каникулах. Он рассказал об этом родителям, и вместе они смогли справиться с проблемой.

Когда в приёмную семью попадают дети из разных семей, борьба за лидерство неизбежна. Ведь нужно не только завоевать пространство в семье, но и выстроить иерархию между собой. И если место возле родителей скорее получит самый покладистый, внимательный и послушный, то среди братьев и сестёр победит сильнейший.

Я до сих пор наблюдаю, как мои приёмные дети, которым уже от 16-ти до 25-ти лет, собираясь, подтрунивают друг над другом. В детстве это было намного серьёзнее. Старшие мальчики могли унижать младших в присутствии родителей. А оставаясь наедине, даже подавлять физически, показывая свою силу. К счастью, это не принесло никому вреда. Даже, наоборот, заставляло младших заниматься спортом, чтобы стать сильнее и иметь возможность постоять за себя.

Мы с мужем всегда транслировали детям ценность того, что у нас большая семья, мы вместе и можем поддерживать друг друга. Мы не выделяли кого-то из детей, а находили и поощряли в каждом его индивидуальность, и в то же время обращали внимание на общее.

Я вывела для себя три главных правила мира в семье с родными и приемными детьми:

  1. Трансляция общих ценностей в общении, совместной деятельности и традициях семьи.
  2. Поиск и поддержка уникальности каждого ребёнка, когда важно не только говорить, но и вкладываться в развитие талантов и способностей.
  3. Выделение объединяющих моментов, где дети в чём-то похожи, имеют одинаковые предпочтения, что-то любят делать, чем-то интересуются.

В таких условиях дети, сами того не замечая, начинают тянуться друг к другу, стремятся научиться тому, что умеет брат или сестра, стать лучше. А такое соперничество уже ведёт к развитию всех и каждого.

Екатерина Шумейко

Фото с сайта 2-kartinki.ru

Комментарии:
CAPTCHA