В 2013 году вступил в силу Федеральный закон, обязывающий всех граждан, претендующих на статус замещающей семьи, проходить обучение в Школе приемного родителя. Это учреждение призвано помочь будущим мамам и папам подготовиться к появлению нового члена семьи. Взрослые по-разному относятся к обязательности такой подготовки. Кто-то думает, что это просто формальность. Чему тут учиться? Все ясно. Есть родители, которые решили сделать свою семью больше, а есть дети, которые в этом нуждаются. Но на практике все оказывается гораздо сложнее. Почему так важно пройти весь курс и чему конкретно обучают специалисты в этом необычном учебном заведении, порталу «Я-родитель» рассказала Наталья Анатольевна Датская – руководитель отдела замещающих семей Ступинского зонального объединения.
Наталья Анатольевна, много ли Школ приемного родителя в масштабе всей страны?
Всегда можно найти Школу, которая находится на относительно доступном расстоянии. Школа приемного родителя – это областная структура. Я возглавляю одно из зональных отделений, а всего их в Московской области семь. Мы объединяем 9 районов – Каширу, Озёры, Ступино, Зарайск, Серебряные Пруды, Коломну, Коломенский район, Ступино и Луховицы.
Как часто набираются новые группы приемных родителей?
Как только была подготовлена законодательная база по Школе, наши отделы стали проводить подготовку каждый месяц. Первые группы были большими – 35-40 человек. Как только группа формируется, мы сразу же начинаем работать с кандидатами в родители.
По какой программе вы работаете?
Подготовку мы проводим по программе, утвержденной на федеральном уровне. Она рассчитана на 80 часов. В нашей команде много специалистов – психологи, социальные педагоги, юристы и медицинские работники.
Расскажите об основных направлениях обучения.
В программу включено несколько блоков. Первый блок – социально-педагогический, второй – социальный. Также есть медицинский блок и юридический. Мы начинаем именно с него, с юридического блока. Даем нормативную базу, чтобы люди понимали в каком направлении им идти дальше.
С чего начинается обучение в Школе?
Надо понимать, что подготовка к замещающему родительству – это не совсем обучение. Мы сидим за круглым столом, разговариваем с людьми. Всю теоретическую часть программы наши специалисты предоставляют кандидатам в электронном варианте. Стараемся не отнимать лишнее время. Направляем будущих мам и пап в библиотеку, советуем книги, которые могут им помочь. А все практические моменты разбираем здесь, в отделе.
Как обычно проходят занятия?
Занятия проходят два раза в неделю, мы выделяем на это целый день. Работа ведется, как групповая, так и индивидуальная. В основном, занятия нестандартны. Наши встречи – простой человеческий разговор. Психологи объясняют родителям, с чем придется столкнуться, когда приемный ребенок появится в семье. Много времени уделяется возрастным различиям детей. Да мало ли вопросов может возникнуть – наши сотрудники стараются не оставлять их неотвеченными. Много внимания уделяем медицинскому блоку. К сожалению, детей с ограниченными возможностями здоровья все больше и больше, медицинский блок мы расширяем. Делаем отдельную программу для тех замещающих родителей, которые собираются взять именно такого ребенка.
Чем завершается программа?
После того, как подходят к концу 80 часов, начинаются индивидуальные консультации для родителей. Консультируют все те же специалисты – социальные работники, психологи, юристы. Все родители должны пройти такие консультации несколько раз. И, конечно, мы проводим итоговую аттестацию. Она проходит в три этапа. Сначала анкетирование, следующий этап – презентация о своей будущей семье, третий этап – это индивидуальное собеседование. Собирается консилиум специалистов, перед ними садится пара или один родитель, и мы начинаем разговор о том, каких детей собираются брать родители, готовы ли они к трудностям, в общем, еще раз проговариваем основные вопросы. Школа приемных родителей – это один из первых шагов на пути к созданию замещающей семьи. Как правило, параллельно с занятиями родители собирают необходимый пакет документов.
Вы упоминали о беседах с приемными родителями. Что вас, как руководителя Школы, интересует больше всего?
Важно понять, какая мотивация у человека. Я всегда говорю приемным родителям: «Мы хотим выстроить мостик между вашим психологическим настроем и тем решением, которое вы приняли». Мы действительно много разговариваем. Проводим тренинги. У нас есть занятие, где родители могут почувствовать себя в роли приемных детей.
С каким настроением приходят в школу будущие родители?
Всех объединяет одно – желание взять ребенка в свою семью. А вот настроение, с которым приходят в Школу, у всех разное. Сначала люди ведут себя очень настороженно. Заставили их пройти эту подготовку, а им некогда, неудобно. На вводном занятии я начинаю с ними разговаривать, объясняю, что мы делаем вместе полезное дело. Наши сотрудники проводят тренинг на знакомство. Приходится «ломать» психологическое напряжение. Но к концу обучения все углы сглаживаются. Будущие родители полностью раскрываются, идут на контакт. У нас вошло в традицию проводить «встречи выпускников» для наших слушателей уже потом, когда они берут в семью ребенка. Я считаю, что это положительный показатель нашей работы.
Беседовала Елена Кононова