Вопрос специалисту

Что мотивирует приемных родителей взять в семью ребенка-сироту?

Что мотивирует приемных родителей взять в семью ребенка-сироту?

У современных сотрудников органов социальной опеки и психологов Школы приемного родителя есть четкая установка - выяснить, чем мотивируются будущие приемные родители, когда решают взять в семью ребенка-сироту? Специалисты прогнозируют, насколько успешно пройдет взаимная адаптация детей и родителей в замещающей семье исходя из тех причин, которые приводят людей к решению усыновить ребенка. Более того, понимая свои мотивы и сами родители становятся увереннее в правильности своего решения.

Портал «Я-родитель» разобрался, чем руководствуются будущие мамы и папы, решая получить статус замещающей семьи.

Какие виды мотиваций существуют

1. Мотив морального долга и мотив сочувствия.

Вкупе такие мотивы называются альтруистическими. Семьи с подобной мотивацией хотят помочь сироте, вырвать его из казенного учреждения и дать тепло настоящей семьи. Родители не пытаются удовлетворить какие-то личные потребности или желания, а стремятся сделать ребенка счастливее. Однако, психологи считают, что такие мотивы могут таить в себе некоторую опасность, так как ребенок изначально выступает в роли «потребителя». Гиперопека, жалость по отношению к сироте не способствуют его социализации после длительного пребывания в государственном учреждении, а только мешает ей.

«Мы с мужем хотели помочь хотя бы одному ребенку, - рассказывает Ольга, приемная мама шестилетнего Дениса, - прекрасно понимали, что чудес не будет. Были готовы к тому, что Денис не справится со школьной программой, возможно, не поладит с моим кровным сыном, который чуть младше его. В результате, мы настолько привыкли не ждать от нашего мальчика ничего хорошего, что невольно занизили планку. Он часто нецензурно выражался, но мы не ругались. Мальчик же не виноват, это все среда, в которой он рос. И таких примеров множество. Безграничная жалость была нашей ошибкой. Денис уже два года живет с нами, мы поняли, что были не правы и сейчас много работаем и над собой, и над воспитанием Дениса, с помощью психологов».

2. Нормативная мотивация

Родители, руководствующиеся подобным мотивом, семью ставят во главе своих жизненных приоритетов. Одна из функций семьи – репродуктивная, то есть без ребенка семья считается неполной. Социальные нормы предполагают необходимость выполнения родительского долга, есть мамы и папы, которые хотят соответствовать требованиям общественной морали и этот долг выполняют. Таким образом, ребенок становится элементом социального статуса.

Именно нормативной мотивацией руководствовалась Кристина, мама двойняшек Жанны и Карины.

«У меня не могло быть детей. Это было трудно осознать, потому что я сама из многодетной семьи и мечтала о большом доме, наполненном детским смехом. Я просто не представляла, зачем вообще нужно работать, зарабатывать, выходить замуж, если потом не будет детей. Решение взять ребенка из детского дома казалось единственно верным. Я представляла, как исполнятся все мои мечты, когда девочки переедут к нам. Как я буду с ними заниматься рукоделием, как мы все вместе будем путешествовать. Но Жанне и Карине редко интересно то, чем увлекаемся мы с мужем. К этому пришлось долго привыкать. Сейчас я привыкла к ним, я очень их люблю. Но в первые два-три месяца у меня возникали мысли о том, что я совершила ошибку».

Специалисты отмечают, что родители с нормативной мотивацией, часто нагружают приемного ребенка чрезмерными требованиями. Это происходит именно потому, что замещающая семья пытается соответствовать общепринятым требованиям: ребенок должен хорошо учиться, прилично себя вести и уважать старших. Но с детьми, которые остались без попечения кровных родителей, эти правила не всегда срабатывают, и к этому взрослые тоже должны быть готовы.

3. Кризисная мотивация

Кризисная мотивация подразумевает решение некой проблемы с помощью приемного ребенка. Это может быть охлаждение отношений между супругами, уход из семьи повзрослевшего ребенка или потеря родного ребенка, страх перед одиночеством. Как правило, ни одну из перечисленных проблем появление нового члена семьи не решает. Разочарование от того, что ребенок не выполнил возложенных на него обязанностей, только усугубляет ситуацию.

4. Прагматическая мотивация

Прагматический подход подразумевает достижение какого-либо материального или морального результата. В истоках такой мотивации заложен некий договор «ты мне-я тебе». Родители дают ребенку воспитание, образование, семью, а ребенок должен отвечать привязанностью, выступать гарантом «стакана воды» в старости.

Специалисты считают, что прагматичный человек может оказывать поддержку и заботу гораздо большие, нежели другой человек, который тоже заботится и ждет ответной реакции, но не отдает себе в этом отчет.

«На самом деле, предугадать невозможно, какая семья окажется настоящей для ребенка, - пишет специалист по семейному устройству Людмила Петрановская, - та, что была с «правильной» мотивацией, или та, от которой даже специалисты не могли ожидать такой мудрости и самоотверженности, такого принятия и теплоты, которая дала им возможность стать настоящими родителями для приемного ребенка».

Потенциальным родителям проанализировать степень своей мотивации можно самостоятельно. Существует специальный тест-опросник «Мотивация выбора приемного ребенка», направленный на изучение особенностей мотивационной сферы кандидатов в приемные родители. Тест-опросник представляет собой 58 суждений, среди которых потенциальным приемным родителям необходимо выбрать сходные с их мнением.

Правильная и неправильная мотивация

Узнав о «подводных камнях» каждой мотивации, родители часто задают резонный вопрос: «А какая же мотивация – правильная?»

«Формулировка мотивации, как правильной или неправильной, не совсем корректная, - убеждена психолог «Центра общественного здоровья», эксперт портала «Я-родитель» Елена Шайнурова, - важно, чтобы мотивация была осознанная. Могу сказать только, что гармоничный мотивационный комплекс подразумевает позитивное отношение к детям вообще, разносторонний интерес к приемному ребенку, стремление его понять. У таких приемных родителей преобладает высокий уровень педагогической культуры. Они осознанно подходят к своему решению, взвешивая все свои реальные возможности, а также представляя себе трудности, с которыми они могут столкнуться при воспитании ребенка-сироты».

Комментарии:
CAPTCHA