По мнению специалистов, у многих приемных детей в период адаптации в новой семье наблюдается регресс в поведении. То есть, если раньше, находясь в детском доме или школе-интернате, ребенок обслуживал себя сам, то в условиях приемной семьи такие навыки, как личная гигиена или уход за одеждой, начинают утрачиваться. У некоторых детей могут возобновиться имевшие место раньше нарушения здоровья. Это является показателем значимости для ребенка взаимоотношений из «прошлой жизни», которые дают о себе знать в виде развития психосоматических реакций и заболеваний.
Развитие самостоятельности у дошкольников
В дошкольном возрасте закладываются основные навыки человека. В этот период одна из задач родителей – научить усыновленного ребенка принимать пищу, одеваться и раздеваться без помощи взрослых. Взрослым важно подойти к обучению своего чада самостоятельности со всей ответственностью. Часто молодые родители запрещают ребенку делать что-то самому, считая, что он может испортить какую-то вещь или пораниться. Однако без проб и ошибок нельзя достичь положительного результата. Родителям стоит запомнить, что разговаривать с детьми, приводя аргументы для взрослых, не эффективно. Ребенок гораздо лучше запомнит те действия, которые выполнит сам. Допустим, вы хотите научить малыша есть ложкой. Для этого дайте ему в руку чайную ложечку и, двигая рукой ребенка, покажите, как надо зачерпывать пищу. Повторяйте так несколько раз, чтобы ребенок запомнил.
Учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться можно с двух-трех лет. Для того чтобы потренироваться в полезном навыке, детские психологи советуют играть с малышом в одевание кукол. Следующий шаг – предложить ребенку завершить уже сделанную папой или мамой работу – застегнуть еще одну пуговицу или молнию до конца. Не стоит торопить ребенка. Желательно дать ему больше времени, чтобы он смог осознать, а потом закрепить действия, которые совершают его руки.
О том, почему дети отказываются от выполнения домашних обязанностей и как поступать родителям в таких случаях, вы узнаете из видеоурока на портале «Я-родитель».
Развитие самостоятельности у ребенка школьного возраста
В школьный период у ребенка появляется больше времени для интересующих его занятий. Приемные родители уже не могут контролировать его жизнь, как это было в детском возрасте. Значительную часть своего времени ребенок проводит вне дома: на занятиях в школе, в компании с друзьями или на секциях. В этот период родителей серьезно заботит, что их чадо не хочет учиться и выполняет домашние задания «из-под палки».
Задача родителей – объяснить ребенку, что учеба в школе – занятие не менее ответственное, чем работа папы и мамы. Многие родители стремятся помочь школьнику в процессе выполнения домашнего задания, однако, им не стоит сидеть рядом с ребенком все время, пока он делает уроки. В противном случае отпрыск может перестать делать что-либо самостоятельно без опеки взрослых.
То же самое касается и выполнения домашних дел. Объясните ребенку, что уборка в его комнате – это его обязанность. Приучать к домашним делам нужно постепенно. Сначала попросите помочь протереть пыль на полках, мебели, стульях, или красиво расставить игрушки. Через некоторое время за ребенком можно будет закрепить перечень домашних обязанностей. Все положительные проявления самостоятельности стоит поощрять.
Как стимулировать самостоятельную деятельность детей
Для ребенка любого возраста – кровного и приемного – важно иметь стимул делать что-то самостоятельно. Детские психологи рекомендуют родителям, которые хотят привить чаду такие качества, как самостоятельность и ответственность, научиться правильно поощрять своего отпрыска. Однако не каждое поощрение будет эффективно. Например, для того чтобы отметить успехи маленького ребенка, лучше будет посетить вместе с ним кинотеатр, цирк, парк аттракционов или зоопарк. Подростка можно поощрять деньгами или же – предоставляя ему больше свободы.
Родителям стоит помнить: детям, не приученным к самостоятельности, будет намного труднее адаптироваться в жизни, чем их ответственным и дисциплинированным сверстникам. Особенно это правило действует в отношении приемных детей. Усыновленный ребенок не чувствует себя равным другим детям в детском саду и в школе. Например, потому, что долго не может влиться в новую семью и ощущает себя, скорее, «чужим среди своих». Также не стоит забывать, что обычные дети осваивают элементарные навыки культуры и поведения намного быстрее, чем приемные. Этому может мешать переживание утраты кровной семьи, отсутствие системного воспитания в прошлом, а в некоторых случаях – и отсутствие такового. Именно поэтому родителям стоит уделять развитию самостоятельности приемного ребенка достаточно сил и времени.
Елена Кононова
Пройдите данный тест вместе с супругом (-ой) и узнайте, готовы ли вы стать приемными родителями.