Вопрос специалисту

Первый год жизни ребенка в приемной семье: подарки и поощрения

Первый год жизни ребёнка в новой семье — это время поиска общего языка друг с другом. Очень хочется дать новому члену семьи всё и сразу, одарить подарками и погрузить с головой в интересные мероприятия, потому что именно так взрослые люди выражают родительскую любовь. Однако на самых первых этапах адаптации можно перегрузить ребёнка эмоциональными впечатлениями и столкнуться с неожиданной реакцией на свою заботу.

Непривычные и незнакомые предметы, запахи, звуки и вкусы могут напугать ребёнка, поэтому в первое время следует ограничивать подарки и поощрения, давая ему возможность адаптироваться и почувствовать себя увереннее в новой семье.

Подарки

Главный и основной принцип — подарков не должно быть сразу много. Если в семье появился малыш, вообще не помнящий опыта проживания в семье, то для него много подарков — это три и даже две невиданные игрушки. Начинать лучше с понятного и простого минимума. Это касается не только игрушек, но и убранства детской комнаты, детского уголка, личных вещей.

Подарки должны быть по возрасту или даже немного до него не дотягивать: после перемещения из детского учреждения в семью ребёнок может на некоторое время вернуться в своём развитии немного назад, в более ранний период. Там, в прошлом, он не доиграл, недолюбил, недопознал что-то очень важное, значимое, и ему необходимо это восполнить. Любые подарки хороши тогда, когда они отвечают потребностям. Прислушайтесь к ребенку, и он сам подскажет, что ему подарить.

Когда, несмотря на все старания, игрушки накапливаются, то с ними пока ещё не окрепшему сознанию не справиться. Меняйте их так же, как меняют погремушки малышам. Прежние незаметно убирайте, чтобы потом достать обратно.

В процессе такого перебора может выделиться любимая игрушка — это признак того, что ребёнок начал привыкать к новому дому. Разумеется, эту игрушку убирать никуда не стоит — новый близкий друг в какой-то мере член его новой семьи.

Воздержитесь в первое время от «живых» подарков. Подарить ребёнку котёнка или щенка полезно будет потом, когда установится привязанность и границы с приёмными родителями. В период адаптации ребёнок слишком поглощён собственными переживаниями, чтобы суметь уделять позитивное внимание «меньшему брату».

Поощрения

Многие вышеописанные принципы применимы и в выборе поощрений — с ними важно не переусердствовать. Хвалите ребёнка понятным ему языком, ориентируясь на уровень развития — умеренные, реалистичные ожидания сделают процесс поиска общего языка мягким и естественным. Лучше быть приятно удивлённым, чем выказывать убийственное разочарование "как, ты и этого не умеешь?!"

Учитывайте особенности ребёнка при выборе методов поощрения. Например, ребёнок может бояться любого прикосновения и избегать его, или наоборот, быть слишком прилипчивым. В обоих случаях следует очень избирательно применять тактильные поощрения, потому что они могут вообще не восприниматься ребёнком как похвала. Ещё сложнее может получиться со словесными поощрениями — многим детям, прожившим большую часть жизни не в семье, будут непонятны те слова, которые обычно говорят детям родители.

Создавайте ситуации успеха — это может быть совместное приготовление праздничного ужина. Рецепты могут быть самыми простыми и доступными, а готовые блюда поданы торжественно и красиво. Любые старания ребёнка, любая мера его включённости в процесс может быть оценена по достоинству.

Применяйте знаки отличия — это могут быть одобрительные наклейки или магнитики на видном месте. Когда наклеек накопится много, можно будет «конвертировать» их в какой-нибудь желанный подарок. Такая система даёт ребёнку возможность отследить свою успешность самостоятельно, не забывать и сохранять мотивацию к ним.

Хвалите честно. Дети отлично чувствуют фальшь. Когда родители в стремлении побудить ребёнка к действию пытаются захвалить его «авансом», как бы ни за что, в сознании маленького «эксперта» чётко фиксируется: «это ж-ж-ж неспроста», и зреет недоверие не только к льстивой похвале, но и к другим словам родителей.

Последовательность — одна из наиболее ценных способностей родителя: не давать пустых обещаний, хвалить и ругать в меру и за дело; его подарки своевременны, и он быстро станет в глазах ребёнка авторитетом, потому что сам играет по принятым в семье правилам.

Не надейтесь, что ребёнок сразу выкажет положительную эмоциональную реакцию на ваши попытки порадовать его. В ответ он может проявлять любые странные реакции — от агрессии и перевозбуждения до растерянности и безразличия.

Умеренность и постепенность в это время для ребёнка гораздо важнее мер по компенсации упущенного.

Елена Турлина

Фото с сайта mamaipapa.org