
По мнению психологов, одной из наиболее распространенных причин детского воровства является желание детей обладать теми вещами, которых у них нет. Чтобы узнать, что заставляет ребенка брать чужие вещи, родителям стоит понять, что делает их чадо с украденными вещами или игрушками. Если предмет никак не используется, ребенок, скорее всего, завладел им из принципа: «Если у меня нет, то и у других пусть не будет». Но если малыш играет с ним, мотивы его поступка очевидны – это стремление обладать желанной вещью. Если ребенок демонстрирует украденное родителям или воспитателям в детском саду, то, скорее всего, он делает это с целью привлечь внимание окружающих к себе и своим переживаниям.
Психологические причины детского воровства очень разнообразны. Если приемный ребенок находился в среде, где воровство было распространенным явлением, у него, возможно, уже был опыт совершения краж. Яркие ощущения, полученные во время удачной кражи, закрепляются в подсознании, в результате воровство становится опасной и «трудноизлечимой» привычкой.
Приемных родителей волнует вопрос наследственности и ее влияния на развитие и характер ребенка. Что думают по этому поводу прохожие, вы узнаете, посмотрев передачу из цикла «Народное мнение».
Во многих случаях воровство детей – это своеобразная проверка границ дозволенного. Находясь в приемной семье, ребенок может намеренно совершать плохие поступки, желая выяснить, готовы ли новые родители любить и прощать его при любых обстоятельствах.
Причины воровства могут различаться в зависимости от возраста ребенка. Маленькие дети чаще всего воруют потому, что не знают, где проходят границы «своего» и «чужого». В то время как подростки делают это вполне осознанно, особенно, если их шантажируют сверстники, или, попав в плохую компанию.
Детские психологи выделяют несколько основных причины воровства среди детей:
Специалисты разделяют детское воровство на два вида – «острое» и «хроническое».
«Острое» воровство – это первый случай подобного поведения. Родителям важно не поддаваться эмоциям, не начинать скандал и тем более не клеймить ребенка «преступником, которого посадят в тюрьму». Взрослым стоит установить четкий запрет на подобные действия, объяснив чаду, что это плохо и не разрешается никому: ни детям, ни взрослым, а затем выяснить их причины.
Предложите ребенку подумать, как будет чувствовать себя владелец вещи, лишившись ее. Возможно, он захочет воспользоваться ею, а нужного предмета не окажется под рукой. Как бы ребенок почувствовал себя на его месте? Скорее всего, расстроился бы или даже заплакал. Если воровство произошло в магазине – объясните своему чаду, что за пропажу товара несут ответственность работники заведения. На них наложат денежный штраф, и они не смогут что-то купить – себе или своим детям.
Также ребенка стоит научить нести ответственность за свои действия и поступки. Предложите ему самому вернуть украденное и извиниться. Не стоит просить его сделать это в присутствии большого количества людей. Разумнее задействовать только конкретных участников конфликта.
Если ребенок взял деньги, объясните ему, что это не просто бумажки. Любые деньги надо заработать. В этом случае детские психологи предлагают применить следующий психологический прием – записать на листочек сумму, украденную ребенком, и прикрепить его на видном месте. По мере выполнения им полезных дел – помощь по дому, выполненное поручение – эта сумма должна уменьшаться. Важно, чтобы это был процесс не одного дня. Ребенку стоит уяснить, что искупить вину за плохой поступок бывает очень непросто.
«Хроническое» воровство подразумевает периодическое повторение одних и тех же поступков. В этом случае бороться нужно с причинами явления, а не с его последствиями. Ребенку не хватает острых ощущений? Запишите его в спортивную секцию или театральный кружок. Он хочет выделиться перед одноклассниками? Поделитесь с ним своим опытом по завоеванию авторитета другими способами – талантом, хорошими оценками или юмором.
Не стоит шантажировать ребенка. Вариант «если ты еще раз так сделаешь – я перестану тебя любить» неприемлем. Объясните своему чаду, что воровать плохо, акцентируя его внимание на том, что воровство – дурной поступок и теперь ребенку придется исправлять его последствия. Помните, что «гена воровства» не существует. А те люди, которые считают, что привычка к воровству неизлечима, скорее всего, никогда не пытались разобраться в этой проблеме.
О том, как снизить уровень тревожности у детей трех-шести лет и научить их управлять своими эмоциями, рассказывает психолог портала «Я-родитель».
Елена Кононова
Я – родитель предлагает родителям пройти тест и узнать, готова ли ваша семья к появлению ребенка из детского дома
Этот ресурс не место для подобных Вам особ. Тут реальные родители черпают информацию для себя!