Вопрос специалисту

Приемный ребенок ворует

Приемный ребенок ворует.

По мнению психологов, одной из наиболее распространенных причин детского воровства является желание детей обладать теми вещами, которых у них нет. Чтобы узнать, что заставляет ребенка брать чужие вещи, родителям стоит понять, что делает их чадо с украденными вещами или игрушками. Если предмет никак не используется, ребенок, скорее всего, завладел им из принципа: «Если у меня нет, то и у других пусть не будет». Но если малыш играет с ним, мотивы его поступка очевидны – это стремление обладать желанной вещью. Если ребенок демонстрирует украденное родителям или воспитателям в детском саду, то, скорее всего, он делает это с целью привлечь внимание окружающих к себе и своим переживаниям.

Психологические причины детского воровства очень разнообразны. Если приемный ребенок находился в среде, где воровство было распространенным явлением, у него, возможно, уже был опыт совершения краж. Яркие ощущения, полученные во время удачной кражи, закрепляются в подсознании, в результате воровство становится опасной и «трудноизлечимой» привычкой.

Приемных родителей волнует вопрос наследственности и ее влияния на развитие и характер ребенка. Что думают по этому поводу прохожие, вы узнаете, посмотрев передачу из цикла «Народное мнение».

Во многих случаях воровство детей – это своеобразная проверка границ дозволенного. Находясь в приемной семье, ребенок может намеренно совершать плохие поступки, желая выяснить, готовы ли новые родители любить и прощать его при любых обстоятельствах.

Наиболее распространенные причины воровства у детей

Причины воровства могут различаться в зависимости от возраста ребенка. Маленькие дети чаще всего воруют потому, что не знают, где проходят границы «своего» и «чужого». В то время как подростки делают это вполне осознанно, особенно, если их шантажируют сверстники, или, попав в плохую компанию.

Детские психологи выделяют несколько основных причины воровства среди детей:

  • сильное желание завладеть понравившейся вещью, зачастую вопреки голосу совести;
  • серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка, вызванная стремлением самоутвердиться;
  • желание привлечь к себе внимание других людей, убедив их в своей смелости, ловкости, «крутизне»;
  • месть сверстникам, братьям и сестрам, родителям;
  • недостаток развития нравственных и волевых качеств;
  • болезненная зависимость (клептомания).

Как реагировать на первое воровство ребенка

Специалисты разделяют детское воровство на два вида – «острое» и «хроническое».

«Острое» воровство – это первый случай подобного поведения. Родителям важно не поддаваться эмоциям, не начинать скандал и тем более не клеймить ребенка «преступником, которого посадят в тюрьму». Взрослым стоит установить четкий запрет на подобные действия, объяснив чаду, что это плохо и не разрешается никому: ни детям, ни взрослым, а затем выяснить их причины.

Предложите ребенку подумать, как будет чувствовать себя владелец вещи, лишившись ее. Возможно, он захочет воспользоваться ею, а нужного предмета не окажется под рукой. Как бы ребенок почувствовал себя на его месте? Скорее всего, расстроился бы или даже заплакал. Если воровство произошло в магазине – объясните своему чаду, что за пропажу товара несут ответственность работники заведения. На них наложат денежный штраф, и они не смогут что-то купить – себе или своим детям.

Также ребенка стоит научить нести ответственность за свои действия и поступки. Предложите ему самому вернуть украденное и извиниться. Не стоит просить его сделать это в присутствии большого количества людей. Разумнее задействовать только конкретных участников конфликта.

Если ребенок взял деньги, объясните ему, что это не просто бумажки. Любые деньги надо заработать. В этом случае детские психологи предлагают применить следующий психологический прием – записать на листочек сумму, украденную ребенком, и прикрепить его на видном месте. По мере выполнения им полезных дел – помощь по дому, выполненное поручение – эта сумма должна уменьшаться. Важно, чтобы это был процесс не одного дня. Ребенку стоит уяснить, что искупить вину за плохой поступок бывает очень непросто.

Как отучить ребенка воровать

«Хроническое» воровство подразумевает периодическое повторение одних и тех же поступков. В этом случае бороться нужно с причинами явления, а не с его последствиями. Ребенку не хватает острых ощущений? Запишите его в спортивную секцию или театральный кружок. Он хочет выделиться перед одноклассниками? Поделитесь с ним своим опытом по завоеванию авторитета другими способами – талантом, хорошими оценками или юмором.

Не стоит шантажировать ребенка. Вариант «если ты еще раз так сделаешь – я перестану тебя любить» неприемлем. Объясните своему чаду, что воровать плохо, акцентируя его внимание на том, что воровство – дурной поступок и теперь ребенку придется исправлять его последствия. Помните, что «гена воровства» не существует. А те люди, которые считают, что привычка к воровству неизлечима, скорее всего, никогда не пытались разобраться в этой проблеме.

7 шагов, которые нужно пройти, если ребенок украл

  1. Прежде всего, выразите отрицательную оценку подобным действиям ребенка.
  2. Наложите запрет на использование украденной вещи в любом качестве.
  3. Расскажите ребенку, какие переживания он наносит человеку, у которого что-то крадет.
  4. Научитесь спокойно реагировать на его стремление взять что-то чужое (например, случайно найденный на улице или забытый кем-то в транспорте предмет).
  5. Старайтесь по возможности исключать ситуации, провоцирующие детское воровство. Деньги, драгоценности, ценные вещи должны находиться в не доступном для ребенка месте.
  6. Продемонстрируйте ребенку готовность оказывать ему поддержку. Убедите его, что совершенный им поступок не влечет за собой лишения родительской любви, но не устраняет необходимости исправления самим ребенком совершенного им проступка.
  7. Постарайтесь понять, в чем причина воровства. Возможно, с этим связана какая-то проблема. Например, с ребенка кто-то требует возврат долга. Разделите с ребенком ответственность и помогите выйти из трудной жизненной ситуации.

О том, как снизить уровень тревожности у детей трех-шести лет и научить их управлять своими эмоциями, рассказывает психолог портала «Я-родитель».

Елена Кононова

Я – родитель предлагает родителям пройти тест и узнать, готова ли ваша семья к появлению ребенка из детского дома

ГОТОВЫ ЛИ ВЫ СТАТЬ ПРИЕМНЫМИ РОДИТЕЛЯМИ?