Ревность между братьями и сёстрами – одна из самых актуальных тем при обращении к психологам. «Новый» ребёнок, будь то кровный или приёмный, вызывает беспокойство у детей, ведь он забирает у них внимание родителей. Возникает мысль: «Я им больше не нужен», и вместе с ней появляются обида и озлобленность, потому что уже не всё внимание отдано ему.
Не надо делать вид, что ничего не происходит и все как-то само собой придет в норму. Нужно поговорить с родным чадом, сказать ему: «Ты обижаешься, что я теперь больше времени уделяю новому члену нашей семьи — понимаю твои чувства. И ты пойми: ему надо привыкнуть к дому и к нам, поэтому ему нужно больше внимания. Очень тебя люблю, и всегда буду любить, ты – моя опора, мой помощник. Мы — одна семья, и не стоит друг на друга дуться и обижаться. Давай обсудим, что тебя волнует».
Имейте в виду, что одной беседы будет недостаточно: придется повторять эти слова снова и снова, прежде чем ваш родной ребенок сумеет справиться со своими чувствами. Временами он всё равно будет и капризничать, и вредничать, и тогда важно не злиться, а держать себя в руках и искать компромиссы: «Ты хочешь, чтобы я прямо сейчас помогла тебе, но, к сожалению, это невозможно. Я освобожусь через полчаса, а ты либо подожди, либо попроси помощи у папы».
Только словами ситуацию не исправить. Старайтесь ежедневно находить время для родного ребенка, чтобы «посекретничать» или просто посидеть обнявшись, пока другой занят чем-то другим. Так ребенок поймёт, что поменялась только форма ваших отношений, но суть та же, и что причин для беспокойства нет.
Привлекайте родного ребенка к заботам о новом члене семьи: советуйтесь с ним по вопросам покупки игрушек, одежды, подарков, походов на какие-либо мероприятия. Ему будет очень приятно чувствовать себя значимым и взрослым. Не уставайте повторять, что в семье все заботятся друг о друге.
Перед тем, как привести в дом приёмного ребёнка, обязательно расскажите своему чаду о грядущих изменениях в вашей жизни, и о том, чего следует ожидать, ведь он наверняка думает, что новый член семьи будет относиться к нему с пиететом, поскольку он первый здесь поселился, а потому главнее. Во-вторых, ребёнок ждёт друга, единомышленника, с которым ему будет комфортно и весело, однако эти ожидания не всегда сбываются, а если сбываются, то далеко не сразу. Родителям надо знать, что дети могут подружиться только в том случае, если взрослые дадут себе установку изначально считать приёмного своим.
Приемный ребенок не стремится делить родителей с новыми родственниками, поэтому ревности у него не возникает. Для него главными становятся проблемы адаптации и переживания по поводу своего места в жизни. Да и вниманием приёмных родителей он на первых порах не обделён — они на нём сосредоточены и днём, и ночью, поэтому ревности в первое время не возникает. Она появляется позже, когда приемный сын или дочь немного адаптируется в семье.
Ревность у приёмного ребенка появится после зарождения любви к новой семье, и будет выглядеть как мучительное сомнение в ответном чувстве приёмных родителей. На этом этапе ребёнок может проверять степень маминой любви и её дальнейшие планы в отношении него плохими поступками, истериками, порчей вещей. Вместо раздражения и скандала надо проанализировать недавние события и найти причину недостойного поведения. Это поможет правильно реагировать на его проступки.
Если приемный ребенок старше родного, то он будет сначала копировать поведение брата или сестры, становясь на некоторое время «младше» своего реального возраста, потому что не знает, как именно нужно себя вести. Следует обращать внимание приёмного ребенка на поведение и взаимоотношения детей дома, на улице, в гостях, делая акцент на возрасте.
Братьям и сёстрам необходимы совместные игры и занятия. При небольшой разнице в возрасте придумать им весёлое развлечение довольно легко, при большой — надо постараться. Существуют игры, интересные всем возрастным категориям: «Монополия», «Эрудит», лото, а также развлечения: пикники, прогулки, походы. Совместная деятельность способна сплотить семью, научить детей проявлять заботу друг о друге.
Чтобы лучше узнать друг друга, можно использовать упражнение «Цветик-семицветик». Все члены семьи, включая бабушек и дедушек, получают сделанные заранее цветы с семью лепестками, на которых записаны незаконченные предложения и оставлено свободное место для ответов. Мама или папа объясняют правила выполнения задания на своём примере. Ответы на вопросы цветка должны быть краткими.
Варианты предложений могут быть такими:
— Я радуюсь, когда…
— Я волнуюсь, если…
— Я огорчаюсь, когда…
— Я плачу, если…
— Я злюсь, когда…
— Я хочу, чтобы мама/папа/бабушка/брат…
— Мне нравится, когда…
После заполнения лепестков члены семьи делятся впечатлениями в свободной форме.
Поощряйте доброе отношение детей ко всем членам семьи, хвалите их за это, подчеркивайте, что гордитесь ими. И, конечно, подавайте личный пример — показывайте, что нет никого дороже родных людей.
Софья Шевченко
Фото с сайта detkisuper.ru/wp-content/uploads