Вопрос специалисту

Школьные проблемы приемных детей

Школьные проблемы приемных детей

Школа – стресс для самых обычных детей, что уж говорить о приемных. Замещающие семьи постоянно сталкиваются с проблемой неуспеваемости в школе. Но и это не так важно, как трудности с поведением, невниманием и агрессией по отношению к одноклассникам.

В чем же причины этих проблем? Давайте разберемся.

Проблемы с успеваемостью

  1. Родители сами программируют ребенка на неуспешность. Звучит странно, но это так. Родители говорят: «У тебя не получится», и у ребенка не получается. Важно мотивировать школьника. Это не обязательно должны быть деньги и подарки. Достаточно радоваться любым успехам, а неудачи принимать в позитивном ключе. У тебя двойка? Ну, ничего, я уверена ты выучишь параграф и закроешь плохую оценку – хорошей.

  2. Ребенку не хватает внимания приемных родителей. Подумайте, насколько ваш новый член семьи был лишен родительского внимания. И вот появились вы, готовые с ним заниматься, играть, решать его проблемы. Ему хочется как можно больше внимания. А когда у взрослых, замотанных своими проблемами и работой, находится время на ребенка? Правильно, когда в школу пару раз вызвали и сказали, что ребенок ничего не успевает по программе, и с ним надо заниматься и сидеть рядом. И вот приемные родители начинают «сидеть» - следить за выполнением уроков, звонить и проверять – дошел ли до дома, сел ли за домашнее задание. Детям, которые с самого рождения купаются в родительской любви, такое внимание быстро бы надоело. А приемным хочется еще и еще. Поэтому они сознательно получают плохие оценки, не пытаются вникнуть в материал – ведь мама или папа, пусть и рассерженные его неудачей, будут рядом.

  3. Ребенок действительно не может усвоить программу, по медицинским показаниям. В этом случае не стоит паниковать. Современная школьная система очень гибкая – вы можете оформить документы для домашнего обучения. А пресловутая социализация, которую так ждут от школы, легко организуется в дополнительных секциях и кружках.

Психолог Людмила Петрановская в одном из интервью рассказывала, что она часто просит родителей провести эксперимент. Представить, что вышел закон, по которому свободный выбор профессии отменяется. Теперь работу выбирает комиссия, и отказаться от неё нельзя. На службе раздражает начальник, а дома говорят: «А нам твой начальник уже звонил и все рассказал. Опять ты документацию не подготовил. Теперь неделю без сериала будешь. А отчет переписывай три раза подряд!»

Неуютно становится, правда? А тем временем, ребенок именно так себя и чувствует. Его отправили в школу, ему не нравится процесс обучения, школьных правил и рамок, но и дома теперь не до отдыха – нужно наверстывать то, что не сделал в ненавистной школе.

Многих приемных детей школа действительно травмирует. Если отношения совсем не складываются – учебное заведение лучше поменять, или учить ребенка дома. И все-таки домашнее обучение – это последний выход. Для начала нужно постараться наладить сотрудничество со школой. Не ждите, что это будет легко. Ведь это вы прошли «Школу приемного родителя», а учителя в образовательном заведении, возможно, никогда не сталкивались на практике с приемными детьми. Важно объяснить педагогу, что приемный ребенок не такой как все.

Проблемы с поведением

Трудное поведение чаще всего не связано с желанием приемного ребенка «довести» педагога или одноклассников. Просто приемные дети более уязвимы для стресса, плохо справляются со своими эмоциями. Их поведение – защитная реакция, которая помогала им выжить в неблагополучной семье, или, затем, в социальном учреждении. Такое поведение нужно регулировать, переключать внимание ребенка на учебу, на более важные задачи, чем драка или истерика, к примеру. И это задача педагога.

Поведение ребенка в школе может быть также реакцией на поведение одноклассников. Конечно, сами родители вместе с ребенком должны решить, должны ли одноклассники знать о тайне усыновления. Но практика показывает, что так или иначе все равно узнают. Поэтому педагог должен подготовить почву. Объяснить школьникам, что дети появляются на свет и живут в разных обстоятельствах. При этом не стоит переходить на личности.

Задача родителей – задавать педагогу правильные вопросы, которые помогут выяснить, с какими конкретно проблемами ребенок столкнулся в школе. Например, так:

  1. Какие сильные и слабые стороны моего ребенка вы можете отметить?

  2. Какие задания мой ребенок не выполнил вовремя? Что он еще может сдать и доделать?

  3. Есть какие-то специфические проблемы, о которых я должна знать?

  4. Какие пособия по подготовке к экзаменам мы можем приобрести, чтобы помочь ребенку во внеучебное время?

Список можно продолжать бесконечно. В силах родителей создать для приемного ребенка команду, защитный барьер, которые помогут его развитию и становлению личности. Естественно, что в этой команде должен быть и учитель.

И помните, что «учиться на пятерки» - это не обязанность каждого приемного ребенка. Он вообще никому и ничем не обязан. Вырасти достойным человеком можно и без аттестата, а вот без родительской любви это вряд ли получится.

Елена Кононова

Комментарии:
CAPTCHA