Вопрос специалисту

Влияние социальной среды на приемных родителей: негатив или позитив?

Влияние социальной среды на приемных родителей: негатив или позитив?

Пожалуй, сложно найти такую приёмную семью, которая пришла к решению принять на воспитание ребёнка спонтанно, «случайно» — так, как это бывает при незапланированной беременности. Мысль взять чужого ребёнка вынашивают годами, проходят массу инстанций, изучают тома литературы. Затем — поиски своего ребёнка, оформление, сложный период адаптации. На всём этом пути очень нужна помощь — и материальная, и советом, присутствием, и просто добрым словом. Такая поддержка воодушевляет, придаёт сил, сглаживает неприятные эмоции.

Мнение близких, мнение окружающих

В этом процессе не последнюю роль играет мнение окружающих, как близких, так и не очень. Полное одобрение и выраженная готовность помочь - хотя бы от родных — надёжный тыл, так как воспитывают не только родители, а семья в целом. Ребёнок в такой обстановке получит максимум понимания, заботы и любви. Да и самим родителям легче будет справляться со своей ролью.

К сожалению, бывает и иначе. Уже на подготовительном этапе, когда ребёнок ещё только «в проекте», будущие приёмные родители сталкиваются с негативной реакцией: от непонимания до неприкрытой агрессии.

«Зачем?!» — это первый вопрос, возникающий у большинства окружающих. И зачастую интонации этого вопроса далеки от понимания и участия.

Поэтому семью тоже надо готовить к появлению ребёнка: не ставить перед фактом, а обсудить ваше решение: не надо уговаривать родственников, но разъяснить им вашу позицию необходимо, как и вам выслушать их точку зрения. Возможно, что поддержка будет не сразу, но должна быть цель: ребёнка ждёт ВСЯ семья.

Особенности поведения

Приёмные дети приходят в семью из детских учреждений со сложившимися особенностями в поведении. Чем старше ребёнок, тем больше норм и правил общества он мог не успеть усвоить правильно. Они бывают склонны брать чужое, не зная, что это считается воровством. Они могут липнуть ко всем людям, не понимая границ общения с учётом разной степени знакомства. Они могут демонстрировать множество других странностей, получая в ответ насмешки и отторжение. Сверстники часто дразнят «приютского», учителя могут проявлять нетерпимость и раздражение. Ребёнок, не понимая причин такой реакции, начинает, в свою очередь, реагировать на несправедливую обиду, и круг взаимной неприязни ребёнка и общества зацикливается. Как результат — падение школьной успеваемости, недоработка навыков общения и ещё более глубокие нарушения поведения такого ребёнка.

При этом некоторые учителя и чиновники, инспектирующие семью, предъявляют завышенные требования, считая, что приёмного ребёнка должны воспитать «академиком», он должен стать непроблемным, тихим и удобным ребёнком.

Другая крайность — двойные стандарты бдительных «доброжелателей». Родных детей можно, нужно и полезно «эксплуатировать», нагружая их различными домашними обязанностями. А вот приёмных, по их мнению, нельзя — с них надо пылинки сдувать.

На население действуют показательные разборы в СМИ об отдельных случаях неудачного устройства детей в семьи. Надо сказать, что подобные случаи достаточно редки. Однако резонанс они получают, как правило, широкий, поэтому люди начинают выискивать в приёмных семьях по соседству нечто особенное, подозрительное. Приёмный ребёнок получил ссадину — возбудил повышенный интерес соседей. Незамедлительно последуют вызовы специалистов органов опеки и иных служб. А он мог просто упасть с велосипеда, как и любой обычный ребёнок.

Нужно сказать, что страдают от всего этого не только приёмные родители, заложниками ситуации становятся дети. Инспекционные проверки, излишняя бдительность чиновников негативно влияют на детей. Дети склонны искать причину происходящего в себе, винить себя. Им сложно понять истинные цели частых визитов проверяющих и контролирующих органов. Между тем, приёмные дети нуждаются не в особенном отношении, а в самом обычном.

Как со всем этим справиться?

Во-первых, ни в коем случае не отгораживаться, не уходить «в окопы». Не стоит бояться проверок и визитов, как бы ни хотелось отгородиться от враждебного мира и искать спокойствия в своём узком семейном кругу. Надо понимать, что не весь мир враждебно настроен. Всё зависит от личности педагога, воспитателя, врача…

С негативным мнением действительно сложно смириться, его трудно не замечать. Поэтому вопрос «зачем?!» — это первый вопрос, на который необходимо ответить, прежде всего, самим себе, как только зародилась мысль взять ребёнка. Если родители сами себе смогли уверенно, аргументированно ответить на этот вопрос, если они чётко осмыслили свои мотивы, им легче будет справляться с негативным общественным мнением и быть готовым отразить нападки. Мало того — в случае полного осмысления своего решения - появляются силы и возможности найти единомышленников и поддержку в своём кругу.

И ребёнку, и принявшим его родителям показана продолжительная работа с психологом. Особенно необходима психологическая поддержка ребёнку, принятому в семью в сознательном возрасте.

Рекомендуется обратиться в районную службу сопровождения замещающих семей, которая может выступать, в том числе, и посредником между семьёй и различными инстанциями.

Всем известно, насколько непросто быть родителем даже собственным детям, поэтому давайте начнём с себя и будем относиться к приёмным семьям с уважением, добротой, а к людям, взявшим на себя ответственность за судьбу чужого ребёнка – с поклоном и благодарностью. Это придаст им сил, уверенности, и сделает нашу жизнь немного лучше.

Елена Турлина

Комментарии:
CAPTCHA