В июле 2015 года гражданский кодекс РФ претерпел существенные изменения. Как ни странно, многие эксперты обращают внимание только на те вещи, которые касаются ведения бизнеса. Однако изменения затронули почти все сферы жизни, и правовой статус ребенка здесь не исключение. Что же такое правовой статус ребенка? Что нового появилось в гражданском законодательстве по теме правового статуса ребенка? И как новые нормы согласуются с уже действующими нормами права, применяемыми в данной области? Рассказывает эксперт сайта «Я – Родитель», адвокат Михаил Красильников.
Что такое правовой статус ребенка?
Семейное законодательство нашей страны считает ребенком любое лицо, не достигшее 18 лет. С юридической точки зрения ребенок обладает так называемым «правовым статусом». Правовой статус подразумевает наличие у него прав и обязанностей. Однако семейное законодательство РФ гласит, что у ребенка есть права, но, в отличие от взрослых, отсутствуют обязанности.
Права ребенка также зависят от его возраста. Семейный кодекс разделяет три категории прав:
- для детей до 10 лет,
- для детей с 10 до 14 лет,
- и для подростков с 14 до 18.
Если дееспособность детей в возрасте до 14 (так называемых «малолетних») предусмотрена статьей 28 Гражданского кодекса Российской Федерации, и данная норма осталась без изменений, то права возрастной категории с 14 до 18 лет претерпели изменения вследствие нормотворческих процессов, и поэтому представляют для нас с вами, дорогие родители, наибольший интерес вследствие коллизии норм права.
Права детей от 14 до 18 лет на примере согласования сделок с родителями
Отличительной особенностью правового статуса детей от 14 до 18 лет является то, что они могут совершать сделки, как и взрослые. Поскольку дети этой возрастной группы – активные потребители разнообразных товаров и услуг, изменения в законодательстве соответствующих статей более всего актуально родителям.
Изменения коснулись статьи 157.1 Гражданского кодекса Российской Федерации: именно эта статья описывает процедуру совершения сделок подростками, в которых необходимо участие третьих лиц (это могут быть не только родители, но и органы юридического лица, государственные органы, а также органы местного самоуправления).
Если полагаться на букву закона, то несовершеннолетние дети в возрасте от 14 до 18 лет имеют право совершать лишь мелкие бытовые покупки. Все остальные приобретения они должны согласовывать с родителями, получая от них письменное на то разрешение. Причем разрешение должны дать оба родителя или лица, их замещающие.
И здесь уже появляется первый вопрос: какова должна быть сумма сделки? К сожалению, в законодательстве мы пока не находим ответа. Сложнореализуемым это право представляется и в современных реалиях электронных расчетов и огромного количества услуг, направленных на подростковую аудиторию. Практическое применение данной законодательной доктрины вызывает немало трудностей, поэтому повсеместно нарушается.
На мой взгляд, требует пересмотра и необходимость согласования подростками покупки с обоими родителями. Эксперты сходятся во мнении, что письменного согласия одного родителя или лица, его замещающего, будет вполне достаточно при том условии, что второй родитель не подписал письменного возражения.
Но самым важным моментом, касающимся сделок детей от 14 до 18 лет, мы считаем отсутствие ограничений волеизъявления родителей в тех случаях, когда речь идет о распоряжении подростком принадлежащим ему имуществом. Вероятность того, что родители могут не учесть желания и интересы уже взрослого ребенка, здесь очень велика. Подтверждением тому являются многочисленные случаи из судебной практики, где право ребенка на жилые помещения сильно ущемляется родителями.
Эксперты сходятся во мнении, что есть еще один важный пункт, касающийся прав подростков: это несовпадение между требованиями согласовывать все покупки с обоими родителями и возможностями самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами, закрепленной в статье 26 Гражданского кодекса РФ. Действительно, мы находим здесь некое противоречие: с одной стороны, законодатель предполагает, что ребенок достаточно хорошо развит интеллектуально и социально, раз может распоряжаться своими доходами, осуществлять права авторов результатов интеллектуальной деятельности и даже вносить вклады в кредитные учреждения. С другой – на каждую покупку подросток должен получать письменное согласие родителей, что несколько противоречит его степени развития, заявленной в статье 26 ГК РФ.
Таким образом, согласно текущему законодательству, приобретение подростками товаров и услуг – это целиком и полностью ответственность родителей. И пока эксперты только обсуждают целесообразность новшеств в законодательстве, мы советуем вам посмотреть на данный вопрос через призму закона. Возможно, эта информация заставит вас в чем-то поменять финансовые взаимоотношения с вашим ребенком.
Михаил Красильников
Адвокат Адвокатской палаты города Москвы,
эксперт сайта «Я – Родитель»