Вопрос специалисту

Право ребенка на благоприятные условия для развития

Право ребенка на специальную защиту и подходящие условия для развития – тема настолько обширная, что охватить ее в одном материале будет крайне затруднительно. Поэтому мы остановимся на одном из аспектов этого вопроса – конкретно, на праве ребенка на благоприятные условия для развития в том случае, если он остался без попечения родителей.

Зачастую сотрудники различных организаций неправильно понимают правовую природу статуса детей-сирот, что влечет за собой нарушение этих прав. В данном материале сделана попытка очертить основы правового регулирования защиты прав сирот в контексте права ребенка на специальную защиту и благоприятные условия для развития. Я – Родитель подготовил этот материал в помощь специалистам, работающим с детьми-сиротами, для профилактики нарушений прав детей и лучшего понимания обязанностей социальных учреждений.

Право на защиту прав и интересов ребенка

Статья 56 Семейного кодекса РФ рассказывает нам о том, что ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов, которые должны исполнять родители или замещающие их лица. И поскольку основополагающим правом ребенка является право жить и воспитываться в семье, где родители обеспечивают его интересы и всесторонне развивают, то это же право автоматически переносится и на несовершеннолетних детей, лишенных родительского попечения в силу каких-то неблагоприятных обстоятельств.

Другими словами, любой ребенок имеет право на благоприятные условия для своего развития, где бы он ни воспитывался.

Обеспечение благоприятных условий детям, оставшимся без попечения родителей

Когда ребенок остается без попечения родителей, обеспечение ему благоприятных условий для развития должны предоставить соответствующие органы – опеки и попечительства. Закон обязывает их осуществлять контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей. Согласно законодательству никакие юридические или физические лица не могут взять на себя осуществление этих прав.

Итак, какие обязательства берут на себя органы опеки и попечительства?

Как правило, обеспечение прав ребенка на благоприятные условия развития ответственные органы осуществляют с помощью временного устройства ребенка в семью; его усыновления; установления над ним опеки или попечительства; а также устройство в приемную семью.

Если с усыновлением, опекой и попечительством, как правило, все ясно, мы предлагаем разъяснения по оставшимся формам устройства ребенка.

Под временным устройством детей в семью имеется в виду их передача ближайшим ребенку лицам. Это наиболее предпочтительный вариант, поскольку он позволяет смягчить последствия утраты родителей и травмы, полученной от этого.

В приемную семью обычно передают детей, которых невозможно или сложно усыновить: двух-трех родных братьев или сестер, детей, в отношении которых не установлен статус сироты (родители таких детей могут быть ограничены в родительских правах, лишены родительских прав на срок менее шести месяцев или отбывают наказание в местах лишения свободы (на принудительном лечении).

Согласно статье 123 Семейного кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, должны быть устроены в семью, то есть, быть усыновлены, получить опеку или попечительство, попасть в приемную или патронатную семью. Если такая возможность отсутствует, то ребенок попадает в детские учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей.

Законодательство также предусматривает то, что устройство ребенка должно брать во внимание его этническое происхождение, религиозную, культурную, языковую принадлежность, а также учитывать обеспечение преемственности в воспитании и образовании.

Гарантии благоприятных условий для детей, оставшихся без попечения родителей

Гарантии благоприятных условий для детей, оставшихся без попечения родителей

Дети, оставшиеся без попечения родителей, обладают следующими гарантиями, предоставляемыми государством:

  • гарантии в сфере образования;
  • гарантии в сфере медицинского обслуживания;
  • гарантии предоставления жилья;
  • гарантии судебной защиты;
  • гарантии прохождения профориентации.

Рассмотрим некоторые из этих пунктов более подробно. Начнем с примера, который очертит основы подхода к правовому регулированию.

В Красноярской школе-интернате компания-поставщик отключила подачу тепловой энергии в связи с задолженностями по оплате за предыдущий период. Прокурором был выдвинут иск к ОАО «Красноярская генерация» о незаконности отключения энергии в школе. Однако представитель ответчика возражал против требований прокурора, мотивируя это тем, что дети-сироты не являются потребителями тепловой энергии в силу того, что не оплачивают данные услуги.

Исходя из каких соображений действовал прокурор? По его мнению, компания нарушила права и интересы детей-сирот, которые являются конечными потребителями энергии.

Кировский районный суд города Красноярска удовлетворил требования прокурора. Суд признал, что дети, обучающиеся в школе-интернате, на самом деле – потребители тепловой энергии, поскольку пользуются этими услугами, оплату за которые осуществляет государство. Таким образом, мнение ответчика признали ошибочным.

На данном примере хорошо видно, как государство расставляет акценты в правоотношениях, где задействованы интересы детей.

Что касается имущественных прав ребенка, то здесь законом №159-ФЗ в статье 8 даны дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение. Ребенок-собственник жилого помещения сохраняет на него право на весь период пребывания в образовательных, социальных учреждениях, на время получения всех видов образования, независимо от форм собственности, а также на период службы в рядах Вооруженных Сил РФ и даже на период пребывания в местах лишения свободы.

Кроме того, детям-сиротам государство гарантирует обеспечение жилого помещения вне очереди после окончания учебы, пребывания в учреждении социального обслуживания или всех вышеперечисленных учреждениях. Это право гарантирует статья 109 Жилищного кодекса РФ.

Например, для улучшения жилищных условий детей-сирот с 1 января 2013 года законодатели изменили Закон №159-ФЗ.

То есть ранее в Законе Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» говорилось, что дети-сироты, не имеющие жилья, могут встать на учет на получение по достижении 14 лет. Однако Самарский областной суд решил, что постановка на учет в действительности должна осуществляться по достижению 14 лет, а с момента приобретения ими статуса нуждающихся в жилых помещениях. Таким образом, в местное законодательство были внесены правки.

В вопросах образования дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет могут получить бесплатную помощь по прохождению профориентации, учитывая состояние их здоровья.

Кроме того, в рамках медицинского обслуживания дети, оставшиеся без попечения родителей, получают бесплатное и оперативное лечение в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях. В случае, если у такого ребенка имеется серьезное врожденное или приобретенное заболевание, ему также обеспечивается необходимая медицинская помощь, бесплатные препараты, наблюдение врачей.

Так, прокурор Юрьянского района в интересах воспитанника Мурыгинского дома-интерната обратился в суд с иском о взыскании денежных средств, указав, что в нарушение норм федерального законодательства ответчик снял денежные средства в размере 4179 руб. 60 коп. с лицевого счета Р. на приобретение для него противосудорожного лекарственного препарата, чем нарушил права Р. на бесплатное медицинское обслуживание. Решением мирового судьи требования прокурора удовлетворены. Апелляционным решением Юрьянского районного суда данное решение отменено, в иске отказано. Суд исходил из того, что лекарственный препарат приобретен за счет денежных средств Р., перечисляемых Пенсионным фондом вместо получения социального пакета в натуральном виде из-за отсутствия медикамента в социальном учреждении и необходимого для ежедневного приема воспитанником интерната. Однако приведенные мотивы не могут служить основанием для отказа в возмещении Р. денежных средств. Так, в силу статьи 1.7 Закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляется полное государственное обеспечение и бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном или муниципальном лечебно-профилактическом учреждении. Согласно уставу Мурыгинский дом-интернат является стационарным медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного или временного проживания детей-инвалидов, страдающих хроническими заболеваниями. Одна из основных целей учреждения – осуществление мероприятий медицинского характера, включая первичное медицинское обслуживание и лечение, для чего учреждению выделяются необходимые бюджетные средства.

Несовершеннолетним сиротам, находящимся в поиске работы, гарантированы выплаты пособия по безработице в течение шести месяцев, равные средней заработной плате в том субъекте федерации, где проживает несовершеннолетний.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, также могут получить бесплатную юридическую помощь. Это право гарантировано законом N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

Михаил Красильников