Не нравится — не делай?

04.09.2025

«Мама, я не хочу!» – эта фраза рано или поздно звучит в каждом доме. «Не хочу есть манную кашу/делать уроки/ходить на футбол/убирать игрушки…». Современный тренд осознанного родительства и уважения к личности ребенка часто доводится до абсурда – «Не нравится – не делай!». Зачем же любимое чадо неволить, ведь хочется вырастить счастливого, свободного человека, уважающего свои желания и потребности. Но есть и другая сторона: а не вырастет ли эгоист, не приученный к дисциплине и преодолению трудностей? Где грань между здоровой свободой выбора и попустительством?

Когда стоит прислушаться к ребенку

  • Уважение к личности. Ребенок – личность со своими интересами, темпераментом и склонностями. Если постоянно игнорировать его «не хочу», рискуем подавить индивидуальность и развить чувство беспомощности.
  • Мотивация и интерес. Принуждение к нелюбимым занятиям часто приводит к потере интереса и отвращению. Зачем заставлять ребенка заниматься музыкой, если он ненавидит скрипку, а мечтает о футбольном мяче? Да, эффективнее найти то, что действительно увлечет.
  • Психологическое здоровье. Постоянное «надо», идущее вразрез с желаниями, может привести к стрессу, тревоге и даже депрессии. Важно помнить о ментальном здоровье ребенка.
  • Развитие самостоятельности. Давая ребенку возможность выбирать, мы учим его прислушиваться к себе, анализировать чувства и принимать решения.

Когда заставлять всё-таки необходимо

  • Социальные нормы и ответственность. Например, чистить зубы, убирать за собой игрушки, выполнять домашние задания. Это – часть социальной адаптации и формирования ответственности.
  • Преодоление трудностей. Жизнь не состоит из одних удовольствий. Важно научить ребенка преодолевать трудности, прилагать усилия и достигать целей, даже если это требует некоторых «жертв».
  • Формирование воли и дисциплины. Умение заставлять себя делать то, что нужно, – важный навык, который пригодится ребенку во взрослой жизни. Без него сложно добиться успеха в любой сфере.
  • Безопасность. Некоторые действия могут быть опасны для ребенка, и игнорирование родительских требований в таких ситуациях недопустимо.

Как заставлять правильно?

Просто приказывать – неэффективно. Нужна стратегия.

1. Объясните причину. Ребенок должен понимать, почему он должен делать то, что не хочет. Объясняйте спокойно и аргументированно: не «потому что я так сказала», а «моешь руки, чтобы смыть микробы и не заболеть», «делаешь уроки, чтобы мозг становился сильнее, и ты справился с контрольной.

2. Предлагайте альтернативу. Если ребенок отказывается от чего-то конкретного, предложите альтернативные варианты. Например, вместо самбо предложить плавание.

3. Предложите выбор – это снимает протест. Не «Немедленно уберись», а «Ты сначала уберёшь на столе или разложишь книги?».

4. Начните делать вместе. Ребенку сложно сделать что-то в одиночку. Начинайте делать уборку или приготовление уроков вместе. Ваше участие – лучший мотиватор.

5. Включите рутину в расписание. Рутина помогает ребенку чувствовать себя в безопасности и знать, что от него ожидается. Используйте визуальное расписание с картинками или фотографиями, чтобы он мог видеть, какие задачи предстоит решить.

6. Будьте последовательны. Если установили правило, придерживайтесь его. Последовательность даёт чувство стабильности и четких границ. Избегайте двойных стандартов и не поддавайтесь на манипуляции.

7. Будьте примером. Показывайте свою ответственность: дети учатся, наблюдая за родителями. Будьте примером ответственного и дисциплинированного поведения. Рассказывайте ребенку о том, как вы справляетесь с трудными задачами и как преодолеваете лень.

Подход «Не нравится – не делай» имеет право на существование, но не должен быть единственным принципом в воспитании. Важно помнить, что воспитание – это сложный и многогранный процесс, требующий от родителей мудрости, терпения и любви. Учите ребенка прислушиваться к себе, но и не забывайте о необходимости формирования ответственности, дисциплины и умения преодолевать трудности. Найдите золотую середину, которая позволит вашему ребенку вырасти счастливым, уверенным в себе и готовым к вызовам взрослой жизни.

Светлана Садовникова
преподаватель педагогики и психологии высшей квалификационной категории
Фото с сайта Freepik
Вернуться назад

Тест на самостоятельность старшеклассника

Тест
Photo