Что делать, если ребенок не умеет играть один
Многих мам приводит в отчаяние факт, что уже подросший, по их мнению, ребенок не умеет или не хочет играть самостоятельно. Они замирают от восхищения, слушая рассказы более «удачливых» подруг, чьи малыши абсолютно спокойно проводят время за игрой, не отвлекая родителей. Некоторые взрослые уверены, что способность ребенка занять себя целиком зависит от его характера. На самом деле, характер скорее влияет на выбор игры – будет ли малыш самозабвенно собирать конструктор, рисовать или найдет себе очень активное занятие, грозящее сохранению порядка в комнате, покою домашних питомцев и его безопасности.
Игра – навык приобретаемый, и родителям надо НАУЧИТЬ ребенка играть самостоятельно, как они учат его основам гигиены, умению держать ложку и прочему.
Когда дети начинают играть самостоятельно?
Часто взрослым кажется удивительным, почему малыш, который уже хорошо сидит, ползает или даже ходит, не может играть самостоятельно. На самом деле, он просто этого не умеет! Он не знает, как это делать. Недостаточно дать игрушку и ожидать, что он сразу додумается, как ею можно играть.
Вспомните, как дети 1-2 лет любят играть обычными бытовыми предметами – кастрюлями, крышками, пультами и т. д. Они просто повторяют действия взрослых и, естественно, используют те же предметы. И ругать малыша за то, что он вечно норовит стащить кастрюлю, чашку или тарелку, нельзя. Задача родителей – постепенно замещать бытовые предметы настоящими игрушками. Важно при этом показать, как играть тем или иным предметом. Если вы покупаете новую игрушку, то следует несколько раз активно поиграть с ней вместе с ребенком. Покажите, например, как можно интересно катать машинку по ковру, объезжая препятствия и наблюдая за вращающимися колесами, или как складывается пирамида, как вращается юла и т. д.
Ребенок может замещать даже игрушки. Например, роль автомобиля может исполнять обычный тапок, тарелки – крышка от банки, половника – просто палка. И это отлично – так развивается воображение и способность нестандартно мыслить.
После 2-х лет дети переключаются на ролевые игры. Помогите освоить им и эту науку. Простейшая игра в «дочки-матери» на самом деле имеет важнейшее значение и помогает вырабатывать навыки социального общения. Куклы исполняют роль ребенка, а сам ребенок – роль родителя. Он проигрывает различные бытовые ситуации. Эта игра в видоизмененном формате характерна и для мальчиков – они тоже примеряют на себя роли взрослых.