Кто становится буллером
Конфликты неизбежны в любом обществе — они существуют на протяжении всего периода существования человека в коллективе. Если речь идет не о случайном или разовом инциденте, а о систематическом агрессивном поведении в отношении однокашников, неплохо бы разобраться, почему ребенок выбрал именно такой стиль взаимодействия с социумом.
Агрессор берет на себя право решать — кому каким быть — так он защищает себя от того, что ему неприятно.
Помимо индивидуальных особенностей, существуют и некоторые общие характеристики обидчиков.
Обидчиками, чаще других детей, становятся:
- дети, которые воспитываются без границ и запретов, почти не принимающие отказа;
- гиперопекаемые дети, лишенные самостоятельности и инициативы;
- дети, склонные к самолюбованию и нарциссизму, эгоизму и имеющие завышенную самооценку;
- дети, занимающиеся грубыми видами спорта, при этом вспыльчивые и не умеющие сочувствовать;
- дети, однажды сами ставшие жертвами;
- дети из неблагополучных семей и подверженные стрессу.
Профилактика
Так как эта проблема достаточно актуальна, то замечая агрессивность ребенка или его невнимание к чувствам других, необходимо обратить внимание на профилактическую работу.
Обязательно устанавливать ребенку границы, не допускать вседозволенности. Нельзя всё и всегда разрешать детям, ещё наши далекие предки понимали это. Поощрять самостоятельность, инициативу, трудолюбие.
В интернете есть прекрасные ролики о том, как учительница на примере яблока показала, как страдает человек от оскорблений, а также видео с экспериментом о том, как зачахло от оскорблений растение. Такие видео можно и нужно показывать детям.
Разбирать вместе любые конфликтные ситуации, ставить себя на место обеих сторон и искать варианты решения ситуации.
Никогда не говорите ребенку «Разбирайся сам», «Защищай себя сам» — это прямой путь вырастить агрессора. Ребенок считывает: «У тебя нет поддержки, я отказываюсь помогать тебе и защищать тебя» — для ребенка это переводится, как «мне плевать на тебя». И он находит наиболее простой метод решения конфликта – насилие. Надо давать понять и говорить ребенку: «В любой ситуации ты можешь рассказать мне о том, что тебя тревожит, и я смогу помочь в ней разобраться и сумею защитить тебя».
Если ребенок грубит дома, то научитесь вместе с ним «я-высказываниям»: «Я расстраиваюсь», «Мне не нравится, когда…» — подобные формулировки исключают возможность оскорблений и хамства.
Что делать?
Если ваш ребенок виноват, то важно, чтобы он понял, что ему придется нести ответственность — этот поступок не должен остаться без должного внимания. Он должен извиниться перед тем, кого обидел, и возместить нанесенный ущерб — как это сделать, решайте вдвоем. Кроме того, он должен быть наказан. В случае рецидива ограничения должны усиливаться.
Найдите занятие, в котором ребенок смог бы «выпустить пар», и желательно контролировать этот процесс.
Ограничьте доступ ребенка к агрессивным фильмам и играм, предложите безопасную альтернативу.
Обсуждайте школьные конфликты — держите руку на пульсе.
Агрессия — обязательная часть здорового развития человека, но вместе с тем одна из самых частых проблем обращения к детским психологам, поэтому мамам и папам необходимо контролировать эту эмоцию и учить своих детей пользоваться ей по назначению.
Автор: Майя Ишметова