Вопрос специалисту

Девайсы в жизни детей: как уберечь школьников от прокрастинации



Как сказал Н. Г. Чернышевский, «отвергать прогресс — такая же нелепость, как отвергать силу падения». Мы не представляем себя без достижений современной науки: они значительно упрощают нашу жизнь и дают множество преимуществ в повседневной жизни.

Не стоит удивляться, что дети еще сильнее привязаны к различным электронным устройствам. Очень часто, уже имея смартфон, планшет и ноутбук, за которыми они проводят все свое время, современные дети еще и копят на смарт-часы: они лучше нас разбираются в сложной технике и быстрее подхватывают новые веяния. Интернет и гаджеты — это их стихия.

Проблема заключается в том, что дети — это, в первую очередь, дети: они еще не умеют качественно планировать время, расставлять приоритеты, придерживаться графика. Если их что-то цепляет, то, как говорится, пусть весь мир подождет. А у электронных устройств невероятная способность удерживать внимание. Этот факт влечет за собой остро стоящий вопрос детской прокрастинации.

Прокрастинация — откладывание дел на потом

Суть прокрастинации заключается в том, что человек бесконечно откладывает все свои дела ради бесполезных действий, которые просто поглощают время. С появлением различных электронных устройств это явление распространилось на детей, став большой проблемой, поскольку в результате бессмысленного интернет-серфинга они откладывают вообще все дела — учебу, увлечения, друзей.

590.jpg

По данным опроса Компании StudyMode, в котором приняли участие более 1300 школьников и студентов, домашнюю работу подростки откладывают из-за отвлекающих факторов, главные из которых — социальные сети (58%) и телевидение (61%).

590__1_.jpg

Что же делать родителям, чтоб помочь школьникам научиться управлять своими влечениями, а не подчиняться им?

Любые гаджеты — это лишь средство для прокрастинации. Если просто их нейтрализовать, дети мгновенно найдут другие способы отлынивать от выполнения реальных задач — если человек не фокусирует внимание на чем-то одном, то его мозг ищет другие варианты, потому что никогда не бездействует. Поэтому выход — учиться концентрироваться на поставленной задаче.

Принимаем меры

Наши школьники порой так увлечены интернетом и играми, что игнорируют весь внешний мир — просьбы родителей, домашние обязанности и даже другие развлечения — домашние задания здесь явно не в приоритете. Если ребенок оттягивает момент выполнения «домашки», надо помочь ему.

Планируем действия

Ребенку просто необходимо составлять четкий список необходимых дел — когда и в каком порядке выполнять их. Дела не бесконечны, как кажется, и список тому подтверждение. Сделанное —вычеркивать: этот момент очень нравится детям: они чувствуют радость и удовлетворение. Чтобы школьник видел результат своих усилий, а это необходимо для дальнейшего рационального труда, необходимо разбивать задачи на несколько частей.

Разбираемся в задании

Часто школьные задания бывают сложно сформулированы или непонятны, поэтому важно формировать привычку вникать в суть и оценивать объем работы, а не сразу закрывать учебник. Это часто способствует незаметному втягиванию в процесс.

Учимся не отвлекаться

Это очень важный момент. Приучайте ребенка отключать все внешние раздражители и концентрироваться на задании: как только вникаешь и интересуешься темой —отвлечься сложнее.

Как избежать проблем: общие принципы

1. Учите детей тайм-менеджменту, планированию, концентрации на задаче. Покажите своим примером, как стоит распоряжаться временем, научите расставлять приоритеты.

2. Обсудите, какую пользу могут принести девайсы, продемонстрируйте, что с их помощью тоже решаются многие задачи: дети могут читать книги, заниматься планированием, получать полезную и нужную информацию.

3. Проводите больше времени вместе — активно, весело и без гаджетов. Пробуйте новые занятия, посещайте новые места, делайте реальную жизнь более захватывающей, чем виртуальная.

4. Для изменения привычек используйте игровые методы: устраивайте челленджи, квесты и батлы.

5. Всегда сохраняйте позитив: пусть совместная работа над личностным ростом будет в радость всей семье. Старайтесь договариваться и находить компромиссы.

Прокрастинация отнимает драгоценные силы и время. Постарайтесь найти вместе с ребенком удобный для него способ противостоять ей, покажите, как много интересного и полезного можно сделать, рационально используя время.

Автор: Дарья Рябина

Какую роль вы играете в вашей семье? Не слишком ли строги к своему ребенку и хватает ли ему вашего внимания? Найти ответы на эти вопросы вам поможет наш тест.
Пройти тест
Комментарии:
CAPTCHA
Миша Ростов   22 Июля 2019, 21:59
Хорошая статья! Те же проблемы Дочери недавно исполнилось 11 лет. Моя заметка полезна для школьников начиная с 3 класса.
Так вот школьник сейчас занят получше топ менеджера. Школа, музыкальная школа, олимпиады, кружки и даже домашние дела, а поиграть то тоже охота))
Времени катастрофически не хватает. О еще очень любит читать, часто в ущерб школьным урокам.
Конечно, организовать время тем более ребенка сейчас большая порой невозможная задача.
Мы то знаем про тайм менеджмент, про планирование, выделение важных задач, контроль и т.д.
Подвернулся тренинг Управления временем для ребенка, причем в достаточно хорошей компании, не буду про них говорить (рекламировать) но у них много полезных занятий или лагерей для детей.
Думал ну вот теперь после тренинга ребенок и научится эффективнее временем распоряжаться... не тут то было мало что изменилось. Ну я как полагается спросил, чему она научилась (за 4 занятия), что планирует использовать? Она рассказала про методики записи и планирования дел, которым их обучали.
И я такой умный, мол ну давай бери карандаш планировать начинай))
ну вот завела она их на один день... и конечно завтра уже перестала((( А потому что так неудобно!
Конечно, каждый раз записывать, вычеркивать а потом еще контролировать, чтобы не забыть тяжело без привычки, осознания или вовлечения, да и толкогового блокнота еще и не было...
В итоге решил найти и установить какое-нибудь мобильное приложение. Простое и удобное для ребенка. Гугл календарь слишком сложен и много лишних настроек.
Остановился на бесплатном growmeup. Вроде простой понятный и воспринимая как очередную игрушку начинает пользоваться легко.
К удивлению обнаружил что смартфонами пользуются около 20 % детей в школе.
Согласен что смартфоны это иногда зло, особеннт у нас есть проблемы со зрением.
Вообщем узнал что хотят смартфоны запретить в школе. Не знаю насколько это правильно. А вы что думаете?
Есть ли и какой использует ребенок планировщик?