Как бороться с детской рассеянностью и забывчивостью?
Называйте вслух предметы, которые сыну или дочке нужно взять с собой в школу. Если ребенок постоянно забывает учебники, тетради, спортивную форму, то, собирая портфель, надо проговаривать то, что в него кладется.
Считайте вещи. Приучайте ребенка считать, сколько книг и тетрадей он взял, сколько вещей надевает на себя, а сколько лежит в кармане. Проговаривайте: «После урока кладёшь в портфель учебник, тетрадь, ручку, линейку, пенал. После занятий посчитай количество тетрадей и учебников. Сегодня у тебя 3 тетради и 4 учебника», «Выходя из школы, проверь свои вещи: портфель, мешок со сменной обувью, варежки, шарф, шапка, куртка — 6 предметов.».
Договоритесь: ребенок, выходя из школы, должен удостовериться, что всё на месте.
Убирайте из рюкзака лишнее. Не разрешайте ребенку брать в школу много вещей. С целью похвастаться первоклашки набирают с собой жвачку, новые машинки, картинки, монеты и много чего ещё. Пусть берёт, но не более одной вещи.
Приучайте к порядку, в частности, складывать вещи на свои места. Брать их должно быть так же удобно, как и класть на место.
Можно использовать наклейки ярких цветов — они помогут запомнить, где что находится. Регулярно проверяйте, что ребенок следует установленным правилам и хранит вещи на своих местах. Ребёнок быстро поймёт, что порядок в комнате помогает вещам не теряться.
Дайте возможность прочувствовать последствия. Если ребенок потерял дорогую вещь, не спешите покупать новую, дайте ему прочувствовать негативные последствия своей безответственности. При частой потере вещей можно ввести правило: «потерял дорогую вещь — получи взамен самую дешевую».
Играйте в игры, тренирующие память и внимание. Самая простая — «Что исчезло?»: берем 5-6 предметов и раскладываем на столе. Ребенок отворачивается, а вы тем временем убираете один предмет. Задачей ребенка — указать, что исчезло со стола. Для усложнения задачи количество предметов на столе надо увеличивать.
Скорректировать забывчивость и улучшить концентрацию внимания можно с помощью тренировок памяти. Детям можно предложить изучение столиц мира, заучивание стихотворений, пересказ текстов.
Поощряйте собранность. Позитивное подкрепление стараний ребенка может стать для него мощным стимулом для дальнейшего соблюдения правил. Если ребенок целый месяц ничего не терял, можно сводить его куда-то или поощрить подарком.
Строго не наказывать. Наказания – не лучший способ решения проблемы. Первое, что хочется сделать родителям, когда ребенок потерял какую-то вещь, особенно дорогую, особенно не в первый раз, «разнести его по полной». Но помните, что слишком строгое наказание может только усугубить проблему. Потеря вещей может быть источником стресса и тревоги для ребенка, поэтому важно поддержать его и помочь свести потери к минимуму.
Дети часто теряют и портят вещи — об этом надо помнить, решив подарить ребенку дорогую вещицу. Проговорите с сыном или дочкой любого возраста, что вещи нужно беречь. Если же он/она что-то потеряет, то мир не разрушится, а родители будут так же сильно любить, только, возможно, без потерянного предмета будет не так комфортно. В любом случае надо приходить домой, ни прятаться, ни ходить одному за людьми, пообещавшим вернуть потерянное. Безопасность гораздо важнее любой вещи!
Софья Шевченко
Фото с сайта stylishbag.ru
Понимаете ли вы своего ребенка? Много ли у вас с ним общего? Не давите ли вы на ребенка излишним контролем? А может, вы неуверенно чувствуете себя в роли родителя? Взглянуть со стороны на систему воспитания, сложившуюся в вашей семье, поможет наш тест.
Пройти тест