К тому же публикации в социальных сетях выполняют еще одну значимую функцию: «лайки» и свои собственные (!) подписчики придают подростку уверенности в себе. Фотографируя себя и демонстрируя подробности личной жизни, он самоидентифицируется, ищет ответы на вопросы: какой я? каким меня видят окружающие? чего я стою? «Лайк» в этом случае выступает в качестве социального одобрения внешности и успехов подростка, что, в свою очередь, стимулирует получать «дозу» эмоциональных «поглаживаний» еще и еще.
Где я?
Часто, посещая разные места и мероприятия, вместо того чтобы наслаждаться красотами местности или получать удовольствие от выставки – прислушиваться к своим ощущениям и мыслям, подростки спешат запечатлеть себя где-то или с кем-то, быстро загрузить фотки и постоянно проверять «лайки». Воспоминания о концерте или спектакле будут зависеть от того, сколько раз их «лайкнули». Если же пост или фото не имеют успеха, то для взрослеющих деток это часто повод для печали и депрессии: «лайки» становятся для них мерой всех вещей.
Важно с самого детства формировать у ребенка адекватную самооценку и приучать его к тому, что только сам человек вправе решать, что для него хорошо и что плохо, что должно быть важно в его жизни, а что второстепенно, а не зависеть полностью от мнения посторонних людей.
Надо и общаться в Сети, и делиться мыслями, но это не должно быть главным и всеобъемлющим. Стоит отметить, что существуют «сигналы тревоги», заметив которые, родитель поймет, что развлечение переросло в проблему.
Сигналы тревоги
В первую очередь патология от нормы отличается частотой использования соцсетей и проверки «лайков». То есть если ребенок выкладывает селфи несколько раз в день и испытывает чувство тревоги при невозможности проверить обновления и/или продемонстрировать новую порцию фотографий, то можно говорить о наличии проблемы.
Как правило, зависимость от селфи-демонстраций является симптомом заниженной или завышенной самооценки. И в том, и в другом случае «лайк» как форма одобрения дает лишь временное облегчение, но не формирует адекватную устойчивую самооценку. Количество требуемого внимания постоянно увеличивается.
Селфи по своей сути является способом самовыражения, общения, пусть и не в стандартном его проявлении. За счет общения через френдзону в Сети или самопрезентации с помощью постов происходит замещение актуальных потребностей во внимании, окружении, самовыражении и даже самопознании. То есть при невозможности (нежелании, неспособности) удовлетворять данные потребности в жизни, они удовлетворяются более доступным способом – через социальные сети. И здесь прежде всего необходимо определить, какие потребности ребенка не реализуются и почему, а затем совместно (не директивно!) разработать план по реализации этих потребностей в реальной жизни.
Еще одним острым углом наравне с самодемонстрацией в соцсетях является наблюдение за чужими профайлами. Просмотры красивых, насыщенных яркими красками и событиями страниц – это погружение в мир фантазий и нереализованных желаний, в которых ребенку хорошо. Листая ленту, подросток может прожить десятки жизней, погрузившись в мир грез, словно читая книгу. Однако существует принципиальная разница: книги расширяют границы сознания, а фото в профайлах их сужают, так как у подростка постоянно идет невыгодное сравнение «идеальной картинки» со своей жизнью.