Несмотря на многочисленные реформы, которые переживала и переживает в настоящее время система образования, практически неизменной остается система оценивания деятельности школьника. Пятерки, четверки, тройки, двойки или звездочки, флажки и прочие символы, появляясь в тетрадях и дневниках наших ребят, по-прежнему вызывают всплеск положительных или отрицательных эмоций. Конечно, к старшим классам, смысловое значение оценок для школьника (а также для его родителей или самих педагогов) определенно изменяется, но сегодня наша речь пойдет лишь об их восприятии первоклассником.
Только задумайтесь – в своей жизни оценка присутствует практически постоянно. Мы постоянно ориентируемся на оценку: например, начальник высоко оценил проект, над которым вы кропотливо работали или близкий человек одобрил ваш вкус при выборе дизайна квартиры. В обоих случаях нас оценили и оценили хорошо.
Мы используем оценку при взаимодействии с другими людьми: высказываем неодобрение подруге, которая очередной раз простила своего нерадивого приятеля, или говорим ребенку, что его поведение в гостях доставило нам неудовольствие. Оба приведенных примера можно отнести к отрицательной, плохой оценке.
Разумеется, оценка в обычной жизни отличается от той, с которой знакомится ребенок, приходя на обучение в школу. Тем не менее, способность оценки окрылить, помочь поверить в свои силы или, напротив, огорчить, расстроить, поколебать уверенность в себе – являются общими признаками, как для взрослого, так и для школьника.
Неудивительно поэтому, что школьная оценка за ответ у доски или работу, выполненную в тетради, воспринимается первоклассником как один из важных показателей. Важно понимать, что ребенку в возрасте 6-7 лет отметка в первую очередь несет информацию о нем самом, об оценке его собственных возможностей и способностей. Так, пятерка трансформируется в представление «Я очень хороший!», тогда как любая другая отметка, меньше «отлично», становится символом неудачи и неверия в собственные силы. Кроме того, оценка всегда имеет эмоциональную характеристику, так как ее появление сопровождается сильной реакцией (радость, слезы, обида, гнев и т.п.).
Встречая малыша после школы, не следует начинать с вопроса: «Ну что ты сегодня получил?», ведь болезненное отношение родителей к учебным успехам собственных детей только повышает уровень страха ребенка «не попасть» в ожидания взрослых. Несовпадение ожиданий родителей и возможностей ребенка часто кроется в нескольких причинах:
- в негативном опыте школьных оценок для самих родителей;
- в высоком уровне притязаний взрослых в значимых сферах деятельности;
- в иллюзии прямой зависимости успешности в жизни от успешности в учебе.
На самом деле, школьная отметка это всего лишь оценка знания или незнания в какой-то предметной области, но никакого отношения к оцениванию личности ребенка она не имеет! Поэтому очень важно формировать верное отношение первоклассника ко всем оценкам, без исключения.
С этой целью можно использовать такое упражнение: совместно с ребенком нарисуйте (изготовьте из пластилина) все возможные варианты оценок 5, 4, 3, 2. Объясните разницу:
«Пятерка показывает, что вы выполнили все задания без ошибок, правильно и аккуратно. Но лучше ты становишься, не от пятерки, а тогда, когда ты делаешь добрые и справедливые дела. Четверка, это сигнал того, что что-то выполнено не так хорошо. Может быть, тебе не хватило времени на проверку задания, на аккуратное выполнение. Четверка – важная и нужная отметка! Она показывает тебе ошибки в задании. Тройка – это трехголовый дракончик, который появляется в тетради, когда ты торопишься; когда ты невнимателен; когда ты не обращаешься за помощью. Для того чтобы его победить, нужно: работать внимательно, планировать свое время и обращаться за помощью. Двойка говорит о том, что нужно быть еще более внимательным, старательным, учить правила, разбирать свои ошибки. Если двойка появилась в тетради нужно попросить помощи взрослых, чтобы во всем разобраться».
Психолог Татьяна Ананьева