Вопрос специалисту
Как формировать самодисциплину у ребенка

Как формировать самодисциплину у ребенка

Как формировать самодисциплину у ребенка


Мы учим детей ставить цели, не сдаваться, но все благие намерения подготовки к самостоятельной жизни не увенчаются успехом, если не сформировать у них самодисциплину.

Самодисциплина – это сила воли, помноженная на ответственность, умение контролировать себя и свои поступки, отказываться от сиюминутных желаний, терпеть дискомфорт и во всем расставлять приоритеты.

Мы часто находим причину что-то не делать вместо того, чтобы искать возможность выполнить задуманное. Самодисциплина – необходимый элемент в становлении самостоятельности ребенка, и её формирование очень важно. Никакая строгость родителей, запугивание и наказание не заменят осознанного выполнения правил.

Психологи считают, что самодисциплина строится на пяти главных опорах: одобрении, силе воли, труде, старании и упорстве.

  • Одобрение – его ещё называют принятием — отправная точка самодисциплины. В любом начинании нужно принять цель, понять ее необходимость — одобрить. Важно осознавать свои достоинства и недостатки, принимать себя таким, и исходя из этого прокладывать свой путь.
  • Сила воли — особая психическая составляющая, которая командует: «Вперед!». Она даёт чрезвычайно мощный, но временный толчок – это своеобразный одноразовый ускоритель. Импульс нужно как можно быстрее использовать — составить план достижения цели и определить этапы её исполнения.
  • Труд. Как говорится, без труда не выловишь и рыбку из пруда. Любая задача требует усилий. Учите этому своих детей. С самого детства человек должен понимать: чтобы чего-то добиться – нужно трудиться.
  • Старание. Учите детей делать хорошо всё, за что они берутся, иначе их действия просто не будут иметь смысла. Никому не нужен невкусный обед, плохо постиранная одежда, грязная посуда. А, значит, не должно быть не до конца выученных уроков, плохо убранной комнаты, небрежно выполненной поделки. Удовлетворение от работы можно получить только при старании. Учите этому детей, помогайте в сложных ситуациях и радуйтесь достойному результату.
  • Упорство. Этот принцип означает выполнение действий до получения результатов. Очень часто хочется все бросить, прекратить, перестать, особенно если результат не спешит появляться. Учим детей пробовать снова и снова, даже если не получается, и результат далек от ожидаемого.

infografika_DTD_1716185550 (1).jpg

Как формировать у детей самодисциплину

Не каждый взрослый человек может похвастаться дисциплинированностью. Процесс обучения непрост, и на первоначальном этапе важно дать детям навыки, необходимые для формирования самодисциплины.

  1. Обеспечивать соблюдение распорядка. У ребенка должен быть ежедневный привычный распорядок, тогда он быстро к нему привыкнет. Зная, чем нужно заниматься в тот или иной период времени, он с меньшей долей вероятности окунётся в другую деятельность. В первое время придется следить за соблюдением графика, а потом ребенок привыкнет и станет следовать ему самостоятельно.
  2. Объяснять причины вводимых правил. Ребенок должен осознанно делать выбор, и ему важно понять, почему/зачем он это делает. Всегда объясняйте мотив: «Нужно это сделать, потому что…».
  3. Давать ощущать последствия. Объясняя ребенку важность того или иного действия, предупреждайте о возможных последствиях: «Наденешь лёгкую куртку — замёрзнешь!». И не надо бежать в школу с тёплым пальто! Не стремитесь всюду «подстелить соломку». Последствия могут быть у невыученных уроков, не выгулянной вовремя собаки, несоблюдения режима дня, пропущенных тренировок. Учите детей понимать причинно-следственные связи.
  4. Помогать формированию привычек. Самодисциплина не формируется за несколько дней, на этот процесс уходят годы. Сначала нужно сформировать дисциплину, используя соответствующие возрасту ребенка стратегии. Чтобы, например, дошкольник мог собраться утром в сад без напоминаний и подсказок, можно визуализировать утренние дела. Или составить расписание с пометками: «нужно сделать» и «выполнено» с местом для оценочных смайликов.
  5. Отмечать хорошее поведение. Чаще всего хорошее поведение остается незамеченным, а внимание привлекает только нарушение правил. Эту практику нужно прекращать. Хвалите ребенка, поощряйте старание и упорство, помогайте в принятии решений.
  6. Учить преодолевать трудности. Детям трудно понять, что именно можно сделать по-другому, и для этого им нужна помощь родителей. Учите детей пробовать разные решения до тех пор, пока не придете к нужному результату.
  7. Подавать личный пример. Дети, особенно маленькие, часто повторяют действия взрослых. Показывайте пример самодисциплины, соблюдайте правила, идите к намеченной цели.

Пока ребенок мал, вы думаете в большей степени о его комфорте, но настанет время, когда станет понятно, что время для формирования навыков, необходимых для дальнейшей жизни, упущено, и навёрстывать его придётся с максимальными усилиями.

Светлана Садовникова

Фото с сайта sparklogic.ru

Данный тест поможет определить, к какому блоку профессий наиболее склонен ребенок. Возраст — 11-16 лет. Тест основан на классификации профессий Е.А. Климова. Задача – выбрать из 5-ти предложенных характеристик ту, которая наиболее точно характеризует ребенка.

Пройти тест