Как формировать самодисциплину у ребенка
Мы учим детей ставить цели, не сдаваться, но все благие намерения подготовки к самостоятельной жизни не увенчаются успехом, если не сформировать у них самодисциплину.
Самодисциплина – это сила воли, помноженная на ответственность, умение контролировать себя и свои поступки, отказываться от сиюминутных желаний, терпеть дискомфорт и во всем расставлять приоритеты.
Мы часто находим причину что-то не делать вместо того, чтобы искать возможность выполнить задуманное. Самодисциплина – необходимый элемент в становлении самостоятельности ребенка, и её формирование очень важно. Никакая строгость родителей, запугивание и наказание не заменят осознанного выполнения правил.
Психологи считают, что самодисциплина строится на пяти главных опорах: одобрении, силе воли, труде, старании и упорстве.
- Одобрение – его ещё называют принятием — отправная точка самодисциплины. В любом начинании нужно принять цель, понять ее необходимость — одобрить. Важно осознавать свои достоинства и недостатки, принимать себя таким, и исходя из этого прокладывать свой путь.
- Сила воли — особая психическая составляющая, которая командует: «Вперед!». Она даёт чрезвычайно мощный, но временный толчок – это своеобразный одноразовый ускоритель. Импульс нужно как можно быстрее использовать — составить план достижения цели и определить этапы её исполнения.
- Труд. Как говорится, без труда не выловишь и рыбку из пруда. Любая задача требует усилий. Учите этому своих детей. С самого детства человек должен понимать: чтобы чего-то добиться – нужно трудиться.
- Старание. Учите детей делать хорошо всё, за что они берутся, иначе их действия просто не будут иметь смысла. Никому не нужен невкусный обед, плохо постиранная одежда, грязная посуда. А, значит, не должно быть не до конца выученных уроков, плохо убранной комнаты, небрежно выполненной поделки. Удовлетворение от работы можно получить только при старании. Учите этому детей, помогайте в сложных ситуациях и радуйтесь достойному результату.
- Упорство. Этот принцип означает выполнение действий до получения результатов. Очень часто хочется все бросить, прекратить, перестать, особенно если результат не спешит появляться. Учим детей пробовать снова и снова, даже если не получается, и результат далек от ожидаемого.