Дисциплина и ответственность: с чего начать?
Многие уверены, что для поддержания дисциплины нужен жесткий контроль и продуманная система наказаний. Из-за этого некоторые родители вообще отказываются от правил поведения и считают, что ребенок сам рано или поздно поймет, «что хорошо, а что плохо». Оба эти подхода — крайности, от которых страдают и дети, и взрослые.
Что такое дисциплина и для чего она нужна?
Дисциплина — это умение человека соблюдать общественные нормы и правила. Конечно, этот навык может сформироваться у ребенка, когда он, наблюдая за отношениями других людей, сам находит закономерности, составляет правила и разбирается, для чего они нужны. Но лучше, чтобы дисциплину формировали родители — это значительно упростит жизнь ребенку.
Дисциплина — это не муштра и не дрессировка. В силу особенностей развития психики ребенок нуждается в четких правилах. И вот почему:
- Правила делают мир предсказуемым. Ребенок знает, как себя вести в разных ситуациях, и понимает, какие последствия его ждут, если он их нарушит.
- Дисциплина дает ребенку понимание, где заканчиваются его границы и начинаются границы других людей.
- Благодаря правилам, он учится выстраивать конструктивные отношения с окружающими — друзьями, родителями, педагогами.
- В подростковом возрасте дисциплина поможет противостоять соблазнам. Она дает внутренний стержень и формирует собственные правила.
Многие думают, что дисциплина основывается исключительно на наказаниях и ограничениях. Это не так. Внешние стимулы не долговечны, и рано или поздно они перестают работать, потому что ребенок очень быстро учится хитрить, обманывать и скрывать от родителей свои проказы.
Более эффективный метод — развивать у ребенка ответственное отношение к себе и своим обещаниям. Когда он хорошо понимает себя и свои эмоции, разбирается в поступках окружающих и видит, к каким последствиям приводит нарушение правил, соблазн не подчиниться правилам будет намного меньше.
Почему дети нарушают правила?
Казалось бы, при очевидной пользе и стремлении детей к порядку, они не должны нарушать правила, но нарушают. Почему так происходит?
- Вы установили слишком много правил и запретов, поэтому ребенок логично хочет избавиться хотя бы от части и получить чуть больше свободы.
- Ваши правила противоречат друг другу. Помните шутку о том, что мама научила меня преодолевать невозможное — закрывать рот и есть суп? А еще бывает так, что сегодня можно то, что было нельзя вчера. Это тоже не способствует дисциплине.
- Ребенок не понимает, для чего нужны те или иные правила. Если вы просто запрещаете, но не объясняете, почему нельзя, например, играть с огнем или засовывать металлическую спицу в розетку, то это захочется узнать.
- Ребенок проверяет вас и ваши границы. Он хочет удостовериться, что правила действуют всегда, и последствия всегда одни и те же. Кроме того, в определенном возрасте ребенок проверяет, кто в семье главный (он или родители), поэтому намеренно не соблюдает установленные в семье порядки.
- Вы считаете, что ребенок может регулировать свое поведение самостоятельно, поэтому не устанавливаете никаких правил, но почему-то ждете, что он будет их соблюдать. Нельзя следовать тому, о чем не знаешь.
Кажется, чем младше ребенок, тем проще приучить его к дисциплине. И во многом это так: установить правила малышу проще, потому что у него еще не сформированы деструктивные привычки. С другой стороны, со старшими детьми бывает проще договориться и объяснить им последствия их поступков, т. к. у них уже есть некоторый жизненный опыт.